Общественные международные организации список. Международные организации в мировой политике. Флаг Совета Европы, также и флаг ЕС

Международные организации стран Европы

Совет Европы (СЕ) (англ. Council of Europe) – международная региональная организация, Устав которой был подписан 5 мая 1949 г. в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. В настоящее время СЕ объединяет 47 государств Европы (данные на начало 2014). Святой Престол, США, Канада, Япония и Мексика имеют статус наблюдателя при СЕ. Штаб-квартира СЕ находится в Страсбурге (Франция).

Ричард Вудворд и Майкл Дэвис. Модули международных организаций являются основными степенями бакалавриата и аспирантуры в области политологии и международных отношений. Несмотря на некоторую оспаривание, эти источники в целом согласны с тем, что международные организации могут быть определены как формальные непрерывные структуры, подкрепленные авторитетным инструментом соглашения между двумя или более суверенными государствами.

Вооружившись этим, студенты изначально кажутся хорошо поставленными, чтобы ответить на второй вопрос о количестве международных организаций. Таблица 1: Число международных организаций в соответствии с ведущими источниками онлайн и учебников. Те, кто более любознательный или кто ищет более решительный ответ, в конечном итоге найдут публикации Союза международных ассоциаций.

Совет Европы содействует сотрудничеству между европейскими странами в области обеспечения стандартов, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Согласно гл. I Устава СЕ целью СЕ является: "осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу". Эта цель достигается "посредством органов СЕ путем рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путем защиты и развития прав человека и основных свобод".

Оставшиеся «специальные» категории также вызывают проблемы. Ричард Вудворд - старший преподаватель бизнес-школы Ковентри, Университет Ковентри. Майкл Дэвис был международным государственным служащим в течение 33 лет, работая в различных административных возможностях для Всемирного банка, Комиссии по международной гражданской службе, Продовольственной и сельскохозяйственной организации, а затем в качестве начальника Отдела возмещения и пособий Межамериканского банка развития.

Предложения работы и стажировки международных организаций в Женеве. Большинство международных организаций или учреждений Организации Объединенных Наций имеют раздел на своих веб-страницах, где вы можете проконсультироваться с призывами о вакансиях и опубликованных практиках.

Эти цели достигаются усилиями органов СЕ посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. Экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Кроме того, некоторые агентства используют другую платформу, которая полезна, если при регистрации для первого вы можете поделиться своими данными для остальных. В эту систему внедряются новые агентства. Те, кто использует эту систему на данный момент.

Существуют другие агентства и организации, которые могут вас заинтересовать. Некоторые из них. Программа молодых специалистов. С другой стороны, существует программа молодых специалистов-офицеров, которая работает в учреждениях Организации Объединенных Наций и чей набор финансируется государствами-членами.

Результатом такой работы стали разработка и принятие порядка 170 конвенций практически по всем сферам деятельности организации. Среди наиболее известных международных договоров, разработанных СЕ, следует отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней.

Руководящими органами СЕ являются:

Ассоциация испанских международных официальных лиц. Его сайт собирает звонки в разных организациях, а также другую интересующую информацию. Шесть региональных отделений: Региональное отделение для Африки, расположенное в Браззавиле, Республика Конго. Включает все европейские страны. Региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья, расположенное в Каире, Египет. Региональное отделение для западной части Тихого океана, расположенное в Маниле, Филиппины. Это более известный как Панамериканская организация здравоохранения, старейшая международная организация здравоохранения в мире. Существенной миссией Организации является сотрудничество с правительствами стран-членов и взаимопомощь между ними, с тем чтобы при сохранении здоровой окружающей среды и продвижении к устойчивому развитию человеческого потенциала население Северной и Южной Америки достигло «здоровья для всех и для всех». «Представляет собой стратегию первичной медико-санитарной помощи». Сотрудничает со странами в борьбе с вновь появившимися болезнями. Участвует в профилактике хронических заболеваний, таких как диабет и рак, которые все больше влияют на население развивающихся стран Америки. Это мировые организации, которые родились в соответствии с Женевскими конвенциями, поэтому государства-участники этих соглашений также являются частью Международной конференции Международного движения Красного Креста и Красной Луны. Содействие фундаментальным принципам и ценностям  Семейные сообщения и сообщения о хорошем здоровье. гуманитарные  Кампании по поощрению уважения многообразия и человеческого достоинства, снижению нетерпимости, дискриминации и социальной изоляции.  Поддержка молодежи.  Поиск и спасение. Вмешательство в догоспитальном лечении. случаи бедствия  Водоснабжение.  Временное проживание.  Проведение кампаний по одежде, игрушкам и еде. Подготовка  Заявка на лекарство.  Обучение сообщества управлению рисками.  Первая помощь.  Добровольные пожертвования. Улучшение «Доказательства крови». здравоохранения в сообществе.  Служба скорой помощи. Госпитали и учебные заведения.  Медицинские, психологические и стоматологические услуги.  Социальная поддержка и сопровождение пожилых людей, детей и, в целом, уязвимых людей. Гуманитарные права - это сферы деятельности ЮНИСЕФ и включают развитие детства, юности и участие в образцах, основанных на образовании. Создавать и управлять учреждениями здравоохранения, государственной помощью и социальной терапией в любой части национальной территории и организовывать общественную помощь в федеральном округе. Примените к государственной помощи средства, предоставленные Национальной лотереей и спортивными прогнозами для государственной помощи; и управлять достоянием государственной выгоды в федеральном округе в соответствии с применимыми правовыми диспозициями в целях поддержки программ медицинского обслуживания. Эти услуги будут предлагаться на доме, уровень общин, учебные заведения, в амбулаториях общей медицины, медицинских центрах и постах в государственных и частных коммунальных офисах и рабочих местах. Больницы, которые соответствуют этому уровню заботы, будут иметь операционные залы, оборудованные соответствующим персоналом и оборудованием для проведения крупной операции, которая не очень сложна. Он также будет оказывать вспомогательные услуги, диагностические и терапевтические, которые требуют высоких технологий и степени специализации, в зависимости от уровня сложности. Типичными заведениями являются общие или специализированные региональные и национальные больницы. Он используется для любой альтернативной или дополнительной медицины, которая использует традиционные или непромышленные средства правовой защиты. По данным Всемирной организации здравоохранения, используемый термин относится как к системам традиционной медицины, так и к различным формам местной медицины. В естественной медицине используются разные диагностические методы, например, в случае с лиридологией, которая позволяет узнать состояние здоровья через радужную оболочку глаз. В некоторых странах эта практика признана академически. Курандеро - это современный эквивалент фигуры шамана или иеробера. Персонаж, который люди используют, чтобы излечить себя физически или избавиться от так называемого сглаза или колдовства: черной магии. Обычно курандерилизу травы и зелья, сильно отличающиеся от фигуры, например, дельсанадор. Последний считается только для излечения физического тела. Акупунктуристы широко использовали этот метод лечения боли. Гомеопатия - спорная система альтернативной медицины, характеризующаяся использованием средств, не содержащих химически активных ингредиентов. Он имеет широкую и растущую популярность в тех областях, где он практикуется, финансируется или покрывается некоторыми системами общественного здравоохранения или социального обеспечения.

  • Всемирная организация здравоохранения.
  • Организации системы здравоохранения.
  • Региональное бюро для Европы, расположенное в Копенгагене, Дания.
Чтобы предисловие к этой статье для меня, профессор международного права, вызывают радость и гордость.

– Комитет министров;

– Парламентская ассамблея (ПАСЕ);

– Конгресс местных и региональных властей СЕ;

– Секретариат.

Комитет министров – руководящий орган. Членами Комитета являются министры иностранных дел всех государств-членов или аккредитованные в Страсбурге представители. Комитет собирается па сессии один раз в год. Аккредитованные в Страсбурге представители обычно проводят встречи раз в неделю.

Наличие в качестве монитора и руководства Академика культурных, нравственных, этических и невероятных интересов и юридических знаний, таких как Фелипе, действительно делает меня счастливым и счастливым человеком. Зная, что и для него, и для других, Международное право имеет в сердце своих существ значение, которое придается ему во всей юридической конъюнктуре, чрезвычайно приятно.

В этой статье, маленькой, без серьезных научных притязаний, но полностью интегрированной в настоящую реальность, академик Фелипе, сумел ясно и точно представить Международные Организации. Это зависит от меня, как учителя дисциплины, только для наблюдения за некоторыми аспектами и историческими фактами, которые породили то, что мы теперь называем международными организациями.

К сфере компетенции Комитета относится осуществление политического диалога, взаимодействие с ПАСЕ и Конгрессом местных и региональных властей СЕ, прием новых членов, наблюдение за выполнением обязательств государствами-членами, заключение конвенций и соглашений, принятие рекомендаций государствам-членам, принятие бюджета, принятие и контроль за выполнением Программы действий, выполнение программы сотрудничества и помощи, наблюдение за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Под руководством Комитета министров также действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые на рассмотрение Комитета документы.

Возможно, евреи были среди народов древности, которые впервые мечтали о мире без войны. Некоторые исследователи проследили происхождение международных организаций в тосках вечного мира, которые развивались во времени иренистами. Такие проекты часто имели узкий смысл, предназначенный только для многих, для достижения только христианского мира.

Платон тоже мечтал о мире. Он представил, что Земля разделена на десять царств, которые будут распределены среди 10 сыновей Посейдона. Ассамблея будет руководить интересами, и Суд будет судить о своих спорах. Данте, проповедовал создание «Вселенской монархии».

Парламентская ассамблея – представляет собой консультативный орган, который состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Россия имеет в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство – два члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного гендерного представительства (мужчин и женщин). Ассамблея проводит пленарные заседания четыре раза в год. Раз в год проводятся выборы председателя ПАСЕ. Ассамблея принимает.

Бентан в книге «План всеобщего и постоянного мира» предложил создать конфедерацию, которая имела бы Сейм и Суд, определяя конфликты путем арбитража. Многие другие высказались в поддержку создания одного или нескольких органов, которые дисциплинируют международные отношения и поддерживают всеобщий мир. Они не достигли своих целей, возможно, потому, что они продвинулись в свое время или уже родились из небольших интересов.

Только в конце всемирного гекатомба человечество действительно искало бы Международную организацию, Лигу Наций, попытку реализовать свою тысячелетнюю стремление к всеобщему миру. Сделав эту небольшую историческую диссертацию, давайте перейдем к сердцу международных организаций, надеясь, что каждый сможет лучше их узнать, подумать о своей потребности и полезности в современном мире.

– резолюции, в которых она выражает свою точку зрения по рассматриваемым вопросам;

– заключения (opinions ) по кандидатурам новых членов и проектам договоров и другим документам, представленным ей Комитетом министров.

Кроме того, Ассамблея избирает Генерального секретаря СЕ и судей Европейского Суда по правам человека. В работе ПАСЕ ей оказывают содействие 10 ее комитетов и Бюро, состоящее из 20 вице-президентов, председателей пяти политических групп и председателей комитетов.

Эта статья направлена ​​на разъяснение студентам-юристам роли международных организаций в текущей мировой политической ситуации. Учитывая, что мы живем в мире, который в значительной степени ориентирован на международные отношения, мы должны сосредоточиться на международно-правовом подходе, понимании его структур и в то же время иметь критический подход к оценке ограничений исторически определенной системы.

Ван Дерерта: Появление всемирного сообщества наций с функционирующим набором дифференцированных политических институтов принятия решений и набор правовых принципов, определяющих их функции, является самым важным развитием двадцатого века. Нередко известия газеты касаются только работы наднациональных органов или международных организаций.

Конгресс местных и региональных властей СЕ – является консультативным органом, представляющим местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат – представляет собой административно-технический орган. Секретариат возглавляется генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Российская Федерация вступила в СЕ 28 февраля 1996 г., а 30 марта 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Европейский союз (ЕС) (англ. European Union ) как производный субъект международного права сложился в результате глубоких интеграционных процессов между государствами Западной, Южной и Северной Европы. Начало европейской интеграции было положено тремя договорами, учреждающими Европейское сообщество угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957), Европейское сообщество по атомной энергии (1957). Новый этап европейской интеграции закреплен в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском союзе преобразовал Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, определил ориентиры общей экономической политики на основе единой европейской валюты, закрепил принципы формирования общей внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел. Договор учредил гражданство ЕС, предоставив его гражданам особые права.

Маастрихтский договор провозглашает, что ЕС "уважает основные права человека", гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, вытекающие из общих конституционных традиций государств-членов, "в качестве общих принципов права Сообществ". Кроме того, Договор предоставляет качественно новые права гражданам государств-членов. Среди таких основных прав: право граждан ЕС на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, право избирать и быть избранным в Европарламент и в местные органы власти в том государстве, где постоянно проживают, право пользоваться на территории "третьей страны" дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств – членов Союза. Договор провозглашает право граждан ЕС на обращение с петицией в Европарламент или к Омбудсмену.

Введение в ЕС института гражданства придает Союзу черты государственности, не характерные для современных международных организаций.

Европейский союз представляет собой региональное политическое и экономическое интеграционное объединение государств Западной Европы, сочетающее в себе признаки федеральной сверхдержавы и международной организации. Начало Европейской интеграции было положено в 1950-х гг., когда шестью западноевропейскими державами (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) были постепенно заключены три международных региональных соглашения, создающие организацию специальной компетенции:

1) Договор 1951 г. о создании Европейского объединения угля и стали – ЕОУС, целью которого было развитие угольной и металлургической областей, модернизация, повышение эффективности и улучшение условий труда в этой сфере промышленности под общим управлением;

2) Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества, т.е. единого экономического пространства в Европе, предполагающего свободное движение лиц, услуг и капиталов, снятие ограничений на внутреннюю торговлю и установление общих таможенных тарифов, развитие общей транспортной и сельскохозяйственной политики;

3) Римский договор 1957 г. о создании Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (1957), направленный на создание общего рынка продуктов атомной энергетики.

В 1965 г. государства-участники трех вышеуказанных организаций учредили единые руководящие органы, подписав 8 апреля 1965 г. Брюссельский договор. Последовавшее за этим подписание ряда договоров и соглашений способствовало дальнейшей интеграции европейских государств. Наиболее значимыми из них являются:

– Единый европейский акт 1986 г. продолжил интеграцию в политической, экономической и социальной сферах;

– Маастрихтский договор 1992 г., согласно положениям, которого Европейское экономическое сообщество было преобразовано в ЕС. Этот Договор установил и новые области сотрудничества государств-членов: в области безопасности, правосудия и внутренних дел. Данный Договор содержал положения о создании единой денежной единицы ЕС – евро, введенной в обращение с 1 января 2002 г. и действующей пока только на территории ограниченного числа членов ЕС;

– Амстердамский договор 1997 г. – подтвердил возможность дальнейшего расширения ЕС и определил единство политики государств-членов в социальной сфере, в области защиты окружающей среды и прав потребителей, по вопросам иммиграции и предоставления убежища;

– Ниццский договор 2000 г. – создал условия для реформирования основных органов и институтов ЕС;

– Европейская конституция – договор, устанавливающий Конституцию для Европы, был подписан в Риме 29 октября 2004 г., однако процесс его ратификации встретил трудности в некоторых государствах – членах ЕС и он, очевидно, никогда не вступит в силу;

– Лиссабонский договор. Был подписан 13 декабря 2007 г. Он вносит поправки в действующие договоры по созданию ЕС. Договор направлен на дальнейшую демократизацию институтов ЕС путем усиления, в частности, роли Европейского парламента.

В состав ЕС на сегодняшний день входят 28 государств Западной Европы. Последними странами, которые стали членами ЕС с 1 января 2007 г., были Болгария и Румыния, в 2010 г. – Хорватия.

Основными институтами ЕС являются:

– Совет ЕС (Совет министров);

– Европейский парламент;

– Европейская комиссия;

– Европейский Суд.

В рамках ЕС действуют также многочисленные органы, созданные для осуществления контрольной, правоохранительной и консультативной функций, органы специальной компетенции и др.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (англ. Organization for Security and Cooperation in Europe) была создана в результате преобразования 1 января 1995 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в ОБСЕ. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Основными задачами ОБСЕ являются: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры но построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность.

Хотя ОБСЕ не имеет устава, сложилась довольно разветвленная структура органов ОБСЕ, которая включает:

– Совещание глав государств и правительств;

– Совет министров;

– Руководящий совет;

– Постоянный совет;

– Форум по сотрудничеству в области безопасности;

– Форум по экономике и окружающей среде;

– Секретариат.

Совещание глав государств и правительств является высшим органом ОБСЕ и созывается каждые два года. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ.

Совет министров состоит из министров иностранных дел государств- участников. Совет создан для проведения регулярных политических консультаций в рамках ОБСЕ. Его задачей служит также подготовка встречи глав государств и правительств государств-членов. Собирается один раз в год.

Руководящий совет состоит из директоров политических департаментов. Его задача – обсуждение и формулирование принципов политического и бюджетного характера, определение вопросов будущей работы организации. Собирается на встречи в Праге не реже двух раз в год. Совет собирается также один раз в год в качестве Экономического форума.

Постоянный совет создан для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для оказания поддержки миссиям ОБСЕ в их работе. Состоит из постоянных представителей государств- участников и собирается на заседания раз в неделю (находится в Вене). Непосредственное руководство оперативной деятельностью Совета осуществляет Председатель, в роли которого выступает министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета министров. Срок его полномочий, как правило, составляет один год. В его компетенцию входит также информирование Парламентской ассамблеи о деятельности ОБСЕ.

Секретариат обеспечивает административное обслуживание организации. Ведет архив ОБСЕ и распространяет документы по просьбе стран- участниц. Секретариат возглавляется генеральным секретарем, который избирается на три года по рекомендации Руководящего совета и действующего председателя.

Особенностью ОБСЕ является то, что она учреждена не международным договором, а на основании ряда политических решений.

Организация Североатлантического договора (НАТО) (англ. North Atlantic Treaty Organization). В марте 1948 г. в целях противодействия угрозам безопасности и создания общей системы обороны пять западноевропейских держав (Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция) подписали Брюссельский пакт, положивший начало существованию Западноевропейского союза. Затем последовали переговоры этих держав с США и Канадой о создании Североатлантического союза, присоединиться к которому были приглашены Дания, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия. Итогом этих переговоров стало подписание в 1949 г. в Вашингтоне Договора о создании НАТО, политического и военного союза 12 стран, включая вышеупомянутые европейские страны, а также США и Канаду. На протяжении 65 лет существования НАТО, число членских государств выросло до 28, но процесс расширения Союза длится все время. Так, в марте 2004 г. НАТО был расширен за счет присоединения к организации Болгарии, Латвии, Литвы, Словакии, Словении, Румыния, Эстонии.

Главным и единственным, упомянутым в Североатлантическом договоре органом НАТО является Североатлантический совет (САС), также известный как Совет НАТО. Все остальные органы НАТО были созданы Советом. САС собирается на сессии дважды в год в составе министров обороны, иностранных дел или глав правительств. Еженедельные сессии Совета проводятся в составе представителей государств-членов в ранге посла. Председательствует в Совете Генеральный секретарь НАТО. В Совете обсуждаются все вопросы, затрагивающие безопасность государств-членов. Его решения принимаются на основе единства мнений и общего согласия – в НАТО не существует процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Юридическая сила и статус решений не зависят от уровня, на котором проводился Совет, их принявший. В работе Совета участвуют подчиненные ему комитеты. Подготовку заседаний Совета и работу по выполнению его решений осуществляют те комитеты, в ведении которых находится направление работы, обсуждаемое на Совете.

Большинство заявлений и коммюнике НАТО готовятся Главным политическим комитетом, состоящим из заместителей представителей государств – членов САС. Комитет военного планирования с 1966 г. является высшим военно-политическим органом НАТО. Он состоит из министров обороны и собирается на сессии дважды в год. В работе данного комитета принимают участие все члены НАТО. В задачи данного Комитета входит планирование коллективной обороны. Группа ядерного планирования состоит из министров обороны, входящих в состав Комитета военного планирования. В рамках работы группы обсуждаются вопросы политики, связанные с ядерными силами. Принятие решений по военному командованию в трех зонах – Североевропейской, Южноевропейской и зоне Атлантики осуществляет Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов государств-членов и гражданского представителя Исландии. Военный комитет проводит заседания дважды в год. Возглавляется Военный комитет Верховным главнокомандующим союзных сил.

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Геолого-географический факультет

Кафедра географии

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

(Реферат)

Выполнил: студентка 254 гр.

Семкина О.С. Проверил: к.г.н., доцент.

Хромых О.В.

1. Классификация международных организаций…………………………………………………3

2. Наиболее крупные и влиятельные международные организации…………………………….6

2.1. ООН…………………………………………………………………………………..…...6

2.2. ВТО………………………………………………………………………………………..7

2.3. ЕС………………………………………………………………………………………….7

2.4. НАТО……………………………………………………………………………………...8

2.5. ОПЕК……………………………………………………………………………………...8

2.7. Всемирный банк………………………………………………………………………….9

2.8. МВФ…………………………………………………………………………….………...9

2.9. Большая восьмерка………………………………………………………………….….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………...11

1. Классификация международных организаций

Наряду с государствами важнейшим субъектом мировой политики являются международные организации.

Международная организация – это стабильная, структурированная форма сотрудничества ее членов, созданная на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующая в рамках устава.

Наиболее фундаментальный критерий классификации международных организаций – характер членства. По этому критерию выделяют межправительственные межгосударственные организации (МПО), создаваемые государствами на основе договоров, и неправительственные институты и граждан и ряда государств.

Международные организации – явление историческое и динамично развивающееся. Заметное повышение их активности произошло уже в XIX веке в связи с наличием значительного количества суверенных государств; интенсификацией контактов между ними; обеспокоенностью проблемами, возникающими в результате этих контактов; осознанием необходимости создания международных институтов для систематического регулирования отношений между государствами. Первыми международными государствами в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный красный крест (60-е годы XIX в.).

С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и увеличения международных организаций. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. С второй половины 40-х годов XX века и до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры и почти 20 тыс. неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.

Основными причинами стремительного увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были:

1. тяга народа к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне;

2. осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования;

3. потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем;

4. стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику;

Вместе с тем окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества – Организации Варшавского договора, Совета экономической взаимопомощи и др.

Межправительственные организации проявляют себя в международной жизни в двух ипостасях: с одной стороны, образуя поле кооперативного взаимодействия государств-членов, а с другой – выступая в качестве специфических акторов на международной арене и, таким образом, оказывая самостоятельное влияние на динамику мировой политики. В таких организациях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительсво с его стороны или содействие в осуществлении собственных целей.

Существуют различные типологии межправительственных организаций, позволяющие систематизировать знание о них. Наиболее распространенной является классификация на основе двух критериев: по территориальному принципу и в соответствии со сферой деятельности.

Исходя из первого критерия выделяют:

· региональные организации – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ) и др.

· межрегиональные организации – Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

· Субрегиональные (Бенилюкс)

В соответствии со вторым критерием выделяют:

· Организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др..

· Организации в отдельных отраслях, например, Международное агенство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

· Организации в области культуры и спорта, например, Международный Олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

· Военно-политические организации, например Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС);

· Универсальные организации: Лига Наций, Организация Объединенных Наций (ООН).

Некоторые организации отвечаю обоим критериям, как политическим, так и экономическим (МБРР, ВТО, МВФ), содействуя развитию в государствах либеральных рыночных отношений, решают одновременно и политическую задачу – укрепление демократических режимов, распространение прогрессивных форм правления. Важную роль в поддержании стабильности на региональном и глобальном уровнях играет созданная в 1975 году ОБСЕ, членами которой являются все европейские государства, а также США и Канада.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые функционируют в международных отношениях одновременно и как ее структуры, и как самостоятельные субъекты. (ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), МВФ, Международный суд, ЮНЕСКО и др.)

Некоторые негосударственные организации обладают атрибутами политической власти. Это относится прежде всего к ООН. Ее органы могут принимать решения для всех членов мирового сообщества или обязательными (резолюция Совета Безопасности), или рекомендательными (постановление сессий Ассамблеи ООН). Вместе с тем государственный суверенитет ограничивает возможности ООН в применении широкомасштабных экономических санкций по отношению к странам, не выполняющим резолюции Совета Безопасности, в использовании военной силы – по отношению к агрессору или для миротворческих целей.

В последние десятилетия ООН в значительной степени утратила способность творчески реагировать на новые вызовы в международной сфере. Это вызвано, прежде всего, тем обстоятельством, что она не отражает новую конфигурацию сил, сложившуюся в мире. Поэтому не случайно многие проблемы мировой политики решаются сегодня не в ООН, а в рамках «семерки», «восьмерки», ЕС, НАТО и т.д.

Атрибуты политической власти присущи и Европейскому союзу. Его представительный орган – Европарламент, избираемый непосредственно населением стран-участниц сроком на 5 лет, наделен законодательной, бюджетной и контролирующей функциями, оказывает все возрастающее влияние на деятельность всех институтов ЕС. Еврокомиссия – главный исполнительный орган ЕС, обладающая широкими полномочиями в формировании общей политики государств-членов. Совет Европейского союза (ранее Совет министров) – орган принятия конкретных решений по основным направлениям интеграционной политики. В целом влияние ЕС выходит далеко за рамки Европы.

В Европе в сравнении с другими континентами функционирует гораздо более разветвленная сеть межправительственных организаций. Наряду с ЕС значительное воздействие на международные процессы оказывают такие региональные структуры, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), НАТО, Совет Европы. Менее могущественная роль СНГ.

Уникальность ОБСЕ определяется такими ее функциями, как нормотворчество, контроль за вооружениями, предотвращение и регулирование конфликтов, защита прав человека и содействие формированию институтов правового государства.

Заметным фактором современного международного развития являются некоторые внеевропейские региональные организации общей компетенции, объединяющие все или большинство стран соответствующих регионов. В их числе Организация Африканского единства (ОАЕ), ЛАГ, ОАГ, АСЕАН, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), ОИК и др..

Для принятия решений по жизненно важным для межгосударственных акторов проблемам все шире применяются методы консенсуса. В контексте мировой политики он означает согласие в принципе при возможности расхождений по отдельному формулированию или пунктам, по которым голосование не проводится. В регламентирующих документах некоторых организаций ООН метод консенсуса зафиксирован официально (ЮНКТАД, Комитет по разоружению). Фактор консенсуса заложен в основу процедуры принятия решений Советом Безопасности путем предоставления постоянным его членам права «вето».

В отличие от межправительственных организаций международные неправительственные организации (МНПО) – это структуры, которые состоят из общественных групп или отдельных граждан ряда стран, действуя в специфических областях. К их числу относятся:

· Профессиональные организации (Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов и т.д.)

· Демографические организации (Международная демократическая федерация женщин)

· Религиозные (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс)

· Правовые (Международная амнистия)

· Экологические (Гринпис)

· Гуманитарные (Международный Красный крест)

· Спортивные организации (Международный олимпийский комитет)

· Организации солидарности и в защиту мира (Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный совет мира, Пагоушское движение)

Международные неправительственные организации различаются по структуре, задачам и масштабам деятельности. Хотя принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств обязательной юридической силы, им все чаще удается добиваться выполнения поставленных задач не только в профессиональной, по и в политической области. Активная деятельность международных неправительственных организаций явилась важнейшим фактором прекращения холодной войны.

Основными средствами воздействия международных неправительственных организаций на мировую политику являются мобилизация общественного мнения, оказание давления на межгосударственные организации (прежде всего ООН) и непосредственно на конкретные государства с целью решения тех или иных проблем, наблюдение за деятельностью правительств на различных сферах общественной жизни и выполнением ими взятых обязательств. Именно так действуют Гринпис, Пагоушское движение, Международная амнистия и др. Поэтому организации подобного рода называют международными группами давления.

В таком развитии событий просматриваются предпосылки формирования новой системы международных отношений и глобального мирового сообщества, в котором регулирование общественных процессов будет осуществляться не только через взаимодействие государств, а независимо от них, благодаря прямым контактам негосударственных акторов. В этом случае международные неправительственные организации будут выступать как элементы формирующегося глобального гражданского общества.

Значительное влияние на существо и направленность международных процессов оказывают такие специальные неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК). Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать в своих интересах на политическую сферу, как в странах базирования, так и в целом мире.

На рубеже XX и XXI столетий ТНК контролировали до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологию и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляли около 500 ТНК, обладающие практически неограниченной экономической властью. Экономический потенциал ТНК сопоставим с валовым продуктом крупных государств.

Международная деятельность ТНК приводит к противоречивым последствиям. В позитивном плане она способствует развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного разрешения конфликтных ситуаций. Обратной стороной деятельности ТНК является размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира на «богатый север» и «бедный юг» - источник дешевой рабочей силы.

Наряду с межправительственными и неправительственными организациями на мировой арене функционируют и другие, весьма влиятельные политические акторы. Идет процесс формирования новых политических акторов и их диверсификация.

Деятельность одних участников мировой политики направлена на решение созидательных задач, стабилизирует обстановку в мире. Некоторые политические акторы, прежде всего, преступные и террористические, ставят перед собой деструктивные цели. ТНК и ТНБ стремятся получить максимальную прибыль и потому нередко рассматривают свою деятельность как непродолжительную. В определенных ситуациях не- и антисистемные движения и структуры способны перехватывать у государства выполнение социальных, военно-политических, арбитражных и иных функций.

Противостоять этим негативным процессам способно прежде всего эффективное и экономически состоятельное государство.

2. Наиболее крупные и влиятельные международные организации

Включает 192 государства – членов. Главный офис – Нью-Йорк, США. Официальные языки: английский, арабский, французский, испанский, китайский, русский. Ген. секретарь - Пан Ги Мун. Основана 25 октября 1945 года. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный Банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945, а также Польша. В течение 1946-2006 в ООН было принято ещё 141 государство (реально в этот период входило в состав ООН больше государств, но цифра меньше за счет выхода из состава ряда государств, таких как Югославия, Чехословакия вследствие их раздела на независимые государства).

Среди 50 стран-основателей ООН, наряду с СССР были и две союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

· Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

· Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

· Содействии поддержанию законности и правопорядка;

· Предоставлении гуманитарной помощи;

· Наблюдении за ситуацией

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте в 1948 году.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира (2001; премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану). Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Несмотря на свою уникальность, ООН дискредитировала себя недоработками и скандалами. Организация показала, что она не всегда способна своевременно адаптироваться в соответствии с быстро меняющимися мировыми политическими реалиями. В связи с этим ООН часто критикуют за неэффективность, недемократичность, недостаток внимания к проблемам развивающихся стран, бюрократизм, раздутость штатов и непомерный бюджет. С именем ООН также были связаны и некоторые громкие финансовые скандалы. В одном из них, по программе помощи Ираку «Нефть в обмен на продовольствие», был замешан даже Коджо Аннан (сын Кофи Аннана).

Всемирная торговая организация- международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) - Паскаль Лами.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве "нелегитимного" конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами»:

Первая опора объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответствии с учреждавшим ее Парижским договором.

Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).

Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский. На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.

Включает 28 государств-членов. Штаб-Квартира находится в Брюсселе (Бельгия).

Официальные языки – английский и французский. Генеральный секретарь – Яап де Хооп Схеффер.

НАТО - военно-политический блок. Появился 4 апреля 1949 в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Западные представители всячески заверяли Москву в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией, призывали советское руководство к сотрудничеству.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Организация стран - экспортёров нефти, (ОПЕК) - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации - Анголы и возвращения Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В России пик нефти был пройден в 1988 году.

2.7. Всемирный банк

Включает 185 государств-членов. Главный офис расположен в Вашингтоне (США). Официальный язык – английский. основан 27 декабря 1945 года.

Всемирный банк - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Вначале под Всемирным банком понимался Международный банк реконструкции и развития, осуществлявший финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка. В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации: Международный банк реконструкции и развития МБРР и Международная ассоциация развития.

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в США в 1944 г. Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй Мировой войны.

В 1968-1980 гг. деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам.

С 1989 г. политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны.

Создан в 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе.

международная экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами-членами и предоставляющая им кредиты; специализированное учреждение ООН. Создан в 1947 г. В соответствии со ст. 1 Соглашения 1944 г. МВФ: а) содействует международному сотрудничеству путем обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий по международным валютным вопросам: б) способствует сбалансированному росту международной торговли и тем самым - повышению уровней занятости и реального дохода: в) проводит меры по стабилизации валют и упорядочению валютных отношений. включая противодействие конкурентному обесцениванию валют; г) содействует созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремится устранить валютные ограничения, препятствующие росту мировой торговли; д) временно предоставляет общие ресурсы Фонда государствам-членам при надлежащих гарантиях, с тем чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платежных балансов; е) осуществляет меры по сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов. Уставный капитал МВФ составляет около 150 млрд. долл. Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется с учетом ее экономического потенциала и места в мировой торговле. Помимо взносов стран-членов в национальных валютах собственные средства МВФ включают СДР и золотые резервы. Для временных целей МВФ может использовать заемные средства в валютах стран-членов с согласия последних. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (США). МВФ создан с целью содействия международному сотрудничеству в валютной сфере, урегулирования валютно-расчетных отношений между странами, поддержания равновесия платежных балансов стран, входящих в МВФ, обеспечения роста занятости населения, поддержания устойчивости паритетов валют стран-членов МВФ. На сессии МВФ, состоявшейся 27 апреля 1992 г., было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ.

2.9. Большая восьмерка

Большая восьмёрка (англ. Group of eight, G8) - международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) с участием Европейской комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку "Большая восьмерка" не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча

«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов).

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит - собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сирота Н.М. Геополитика. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс], 2008. – Режим доступа: http://dic.academic.ru, свободный

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...