Организации объединенных наций по торговле и развитию юнктад. Международный контекст - юнктад - фонд "новая экономика". Отображение сетевого контента

UNCTAD - United Nations Conference for Trading and Development - Конференция ООН по торговле и развитию) - орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран-членов, в число которых входит и Россия. В состав ЮНКТАД входят государства-члены ООН, ее специализированных учреждений или МАГАТЭ. Основные задачи ЮНКТАД - содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений. В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. Высший орган ЮНКТАД - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов, рабочие группы, межправительственные группы экспертов. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве (Швейцария).

Необходимость альтернатив действующим инвестиционным договорам

«Бизнес как обычный» - это неправильный экономический совет для глобального Юга

Козул-Райт призывает влиятельные страны мира понять, что реформа глобальных механизмов управления также находится в их долгосрочной перспективе. Это противоположное интуитивное положение типично для сильных стран, которые хотят избавиться от вмешательства со стороны «аутсайдеров» в сфере глобального экономического управления.

По словам бывших чиновников, в настоящее время необходимы альтернативные идеи по финансовым и экономическим вопросам, которые могут предполагать перспективу развития и серьезно относиться к устойчивости. Прямые иностранные инвестиции, долгое время удерживаемые как панацея от мировой нищеты, были полным провалом в создании потенциала для беднейших стран.

2.11.1612: 08

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

(Справка)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в соответствии с резолюцией ГА ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и др. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве.

Смотреть что такое "юнктад" в других словарях

Генеральный секретарь Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию Супачай Паничпакди рекомендовал, чтобы бедные страны разрабатывали свои собственные базы ресурсов, поскольку развитые страны зашли в тупик по своим обязательствам по оказанию помощи. Это, несомненно, приведет к ограничению ресурсов для наименее развитых стран в будущем.

Хотя некоторые страны, такие как Индия и Китай, лучше сопротивлялись кризису, чем другие развивающиеся страны, общая ситуация остается пессимистичной. Согласно докладу, временный мораторий поможет странам-должникам поддерживать необходимый уровень государственных расходов и импорта.

Членами ЮНКТАД являются 194 государства. Статус наблюдателей имеют 114 межправительственных и 211 неправительственных организаций.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается на четырехлетний срок генеральным секретарем ООН и утверждается решением ГА ООН. С 1 сентября 2013 г. этот пост занимает Мухиса Китуи (Кения). Заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД с 1 апреля 2015 г. является бывший постоянный представитель Швеции при ВТО Йаким Райтер.

Подготовка сертификации для устойчивого развития: пример биотоплива

В этом отчете обсуждаются плюсы и минусы сертификации биотоплива. Сторонники сертификации утверждают, что, предоставляя информацию о производстве биотоплива, покупатели могут отказаться от использования неустойчивого биотоплива. Критики утверждают, что предлагаемые требования к сертификации размыты и не могут решить ряд проблем с производством биотоплива, таких как экологические издержки и эксплуатация неиспользуемых земель с высокой стоимостью биоразнообразия.

В соответствии с мандатом ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: аналитическая работа, построение консенсуса по актуальным вопросам торговли и развития, а также реализация программ технического содействия.

В полномочия ЮНКТАД также входит проведение международных переговоров, участие в реализации решений глобальных форумов, продвижение конструктивных подходов и рекомендаций, а также политических инициатив по вопросам, рассматриваемым другими международными организациями. Важным аспектом деятельности Организации является принцип универсальности, подразумевающий необходимость учета специфических интересов всех стран-членов и групп стран.

Декларация Аккры

Время высоких цен: возможность для сельских жителей

Непосредственный эффект от высоких цен на продовольствие заключается в том, чтобы уделять особое внимание городской и сельской бедноте за счет импорта нетто-продовольственных товаров, стран с низким уровнем дохода.

Знания, инновации и выход из бедности

В докладе утверждается, что, несмотря на то, что большинство «наименее развитых стран мира» эти страны открыли свою экономику, тем самым привлекая иностранные инвестиции и увеличивая экспорт, они не добиваются прогресса в плане экономического развития. Внедрение новых коммерческих продуктов, совершенствование инфраструктуры, человеческого капитала и финансовых систем страны, а также совершенствование технологии может способствовать росту и сокращению бедности в странах.

Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярного бюджета (на период 2014- 2015 гг. - 147,9 млн. долл. США), утверждаемого ГА ООН и покрывающего функционирование секретариата Организации, проведение основного объема аналитической работы и подготовку публикаций, и фонда на реализацию программ техпомощи, формирующегося за счет взносов доноров (государства, частные компании, а также финансирование проектов другими МО системы ООН, например ПРООН). В 2014-2015 гг. объем внебюджетного финансирования программ составил 75,5 млн. долл. США.

Либерализация торговли и ее последствия

Выступая в Стэнфордском университете, Супачай Панитчпакди, Генеральный секретарь Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, рассматривает «экономические выгоды и издержки» либерализации торговли для бедных стран. Несколько стран с формирующимся рынком выиграли от увеличения прямых иностранных инвестиций и торговли. Панитчпакди также призывает к тому, чтобы богатые страны «Обязательства по оказанию помощи в целях торговли» должны были дополнять их обещания в рамках помощи в области развития в Дохийском раунде.

Высшим органом ЮНКТАД является министерская конференция, которая созывается раз в четыре года. Сроки и место проведения мероприятия устанавливаются ГА ООН. Первая Конференция ЮНКТАД прошла в Женеве в 1964 г. Последние - ЮНКТАД-Х - в 2000 г. в Бангкоке, ЮНКТАД-XI - в 2004 г. в Сан-Паулу, ЮНКТАД-ХП - в 2008 г. в Аккре, ЮНКТАД-ХШ - в 2012 г. в Дохе. Конференция ЮНКТАД-XIV состоялась 17-22 июля 2016 г. в Найроби.

Чтобы защитить окружающую среду, обеспечить здоровье и безопасность, правительства внедряют стандарты продукции, требуя от производителей поддерживать уровни содержания конкретных веществ ниже определенных пороговых значений, соблюдать определенные стандарты безопасности труда или обеспечивать благосостояние животных. Но, приняв строгие стандарты продукта, богатые страны также затрудняют для стран бедных стран «экспорт для выхода на свои рынки». Но в докладе подчеркивается, что богатые и бедные страны «разделяют ответственность» за охрану окружающей среды, похоже, мало говорят о богатых стран в оказании помощи бедным странам в адаптации к стандартам.

Совет по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД осуществляет координацию работы Организации в период между министерскими конференциями. В состав Совета входит 155 стран. СТР собирается один раз в год (осенью) на очередную сессию, а также до трех раз в год - на исполнительные сессии.

Председатель СТР избирается в ходе сессии Совета от одной из региональных групп в порядке ротации сроком на один год. В настоящее время председателем СТР является Постоянный представитель Аргентины при отделении ООН в Женеве Альберто Педро Д"Алотто.

Более бедные страны платят за инвестиционные предложения

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию предупреждает о растущем числе торговых и инвестиционных споров, которые «угрожают подорвать смысл многих экономических договоров». Бедные страны сталкиваются с наибольшими потерями из-за асимметрии власти в глобальной торговой системе, поскольку влиятельные компании бросают вызов инвестиционным правилам правительств.

Действительно плохие новости о торговле затмевают отвратительно плохие новости на других фронтах

Розничные продавцы встречаются с женщинами-предпринимателями

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию разработала новые руководящие принципы по экоэффективности в компаниях. Руководящие принципы направлены на количественную оценку воздействия экологических факторов на финансовые результаты и способы увеличения прибыли при минимизации воздействия на окружающую среду.

Президиум СТР (12 членов) оказывает содействие Председателю в работе и выносит рекомендации по актуальным вопросам деятельности Организации. Его состав комплектуется из представителей всех региональных групп на основе принципа справедливого географического распределения.

Комиссии ЮНКТАД являются вспомогательными органами СТР. Они созываются один раз в год для обсуждения актуальных вопросов, находящихся в ведении Организации, и выработки соответствующих рекомендаций. В настоящее время, в соответствии с Аккрскими решениями о структурной оптимизации Конференции, функционируют три комиссии:

Национальные, международные измерения торговли по повестке дня в Бразилии

Эта документация Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию представляет собой объем и содержание работы организации за последние 40 лет. Делегаты рассмотрят связи между способностью страны производить товары и услуги и многосторонними торговыми переговорами.

Призрак преследует пост-канкунский мир

Он призывает к облегчению бремени задолженности и улучшению условий погашения задолженности, чтобы международная торговля и финансирование способствовали развитию. Правительствам западных стран следует прекратить принуждать бедные страны открывать свои рынки для иностранной конкуренции и вместо этого помогать им адаптироваться к глобальному климату высокой экономической волатильности.

Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по науке и технологиям в целях развития (является вспомогательным органом ЭКОСОС).

Работу комиссий дополняют совещания экспертов ЮНКТАД, рассчитанных на один год или несколько лет, в ходе которых обсуждаются более специфические аспекты торгово-экономической проблематики. Каждая из Комиссий созывает ежегодно две-три экспертных встречи. Темы совещаний и встреч экспертов выбираются на основе предложений стран- членов Организации.

Парадокс изобилия, потребность в реформе

Тем не менее, безземельные бразильские крестьяне призывают к аграрной реформе, чтобы перераспределить землю и таким образом уменьшить бедность и голод.

Почему больше экспорта не было сделано Развивающиеся страны более богаты

Ориентация на экспорт необязательно является достаточным средством интеграции стран в мировую торговлю или содействия устойчивому развитию.

Экономическое развитие в Африке: от корректировки к сокращению бедности - что нового?

В докладе рассматривается предотвращение кризисов и развитие через глобальные налоги, программы по защите бедных слоев населения, благое управление и помощь в целях развития. Конференция проводится не реже одного раза в четыре года. В рабочей встрече приняли участие белорусская делегация из представителей Министерства иностранных дел, Министерства экономики и Национального агентства инвестиций и приватизации.

Статус ЮНКТАД подразумевает участие в проводимых по линии Организации мероприятиях наделенных соответствующими полномочиями представителей национальных правительств. Однако, принимая во внимание то, что формат работы ЮНКТАД фактически не предполагает принятие юридически обязывающих для всех стран-членов документов (это может касаться, скорее, участия отдельных стран в конкретных проектах техпомощи), «формализуются» полномочия лишь для делегатов, участвующих в проводимых раз в четыре года министерских конференциях ЮНКТАД. В этой связи имеются случаи участия в совещаниях экспертов представителей национальных органов исполнительной власти, которые, тем не менее, работают на этих мероприятиях «в личном качестве» и не делают заявлений от имени своих государств.

Дохийский мандат и Доха-манар, принятые на последней сессии Конференции в Дохе, подтвердили растущее стремление развивающихся стран в полной мере участвовать в международных торговых и экономических отношениях. Сегодня главная цель Конференции - содействие интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в ​​мировую экономику и ее развитие посредством торговли и инвестиций. С этой целью непрерывный анализ проводится в соответствии с конкретными потребностями государств-членов.

Деятельность Конференции воплощена в трех основных формах: межправительственный диалог по актуальным вопросам международной экономической повестки дня, аналитическая работа и техническое сотрудничество. Его деятельность носит консультативный характер.

Фактически представленность государств на мероприятиях, проводимых в Женеве по линии ЮНКТАД, обеспечивается в подавляющем большинстве случаев дипломатами национальных постпредств. Это в равной степени характеризует практику как развитых, так и развивающихся стран.

«Расширение» национальных делегаций (главным образом, за счет командирования из столиц представителей МИДов и министерств, курирующих торгово-экономический блок) может происходить в случае участия в указанных мероприятиях высокопоставленных представителей органов власти (например, в качестве докладчиков-панелистов либо находящихся в Женеве для встреч и переговоров с руководством или секретариатом ЮНКТАД), или при наличии особого интереса к вопросам, стоящим на повестке дня того или иного мероприятия (все материалы и доклады к предстоящим заседаниям заблаговременно размещаются на сайте Организации). В целом каких-либо «закономерностей» в командировании подобных расширенных делегаций не прослеживается.

Республика Беларусь стремится вступить во Всемирную торговую организацию и привлекать инвестиции в экономику Беларуси. Драганов в Минске встретился с министром экономики Республики Беларусь г-ном Снопковым и заместителем министра иностранных дел Республики Беларусь г-ном.

Это стало возможным благодаря активному сотрудничеству социалистических и развивающихся стран в решении широкого круга проблем торговли и развития путем установления новых принципов международной торговли и сотрудничества. Для осуществления функций конференции между сессиями был создан постоянный выборный орган - Совет по торговле и развитию, который собирается один раз в год. В состав совета входят 55 членов: 31 из развивающихся стран, 18 из развитых капиталистических стран и шесть из социалистических стран.

Существует практика рассылки подразделениями ЮНКТАД приглашений экспертам (в том числе и правительственным) напрямую, «в обход» женевских постпредств, что вызывало в последнее время многочисленные нарекания стран-членов. Руководство организации пытается систематизировать и унифицировать процедуру направления подобных приглашений и впредь использовать для этого официальные каналы.

В качестве своих вспомогательных органов Совет учредил постоянные комитеты, в том числе комитеты по сырьевым товарам, производствам, финансированию торговли и судоходству, а также специальный комитет по преференциям. Эти принципы исходят из искоренения остатков колониализма как необходимого условия экономического развития.

В программе подчеркивалось заключение соглашений о торговле товарами международной торговли. На второй сессии также были приняты резолюции об условиях оказания помощи развивающимся странам и проблемах торгово-экономического сотрудничества между государствами с различными социально-экономическими системами.

Помимо мероприятий, за подготовку которых непосредственно отвечает секретариат ЮНКТАД, под эгидой Организации и при участии ее экспертов ежегодно проводится ряд отраслевых мероприятий (например, Глобальный сырьевой форум и Межправительственный форум по устойчивому развитию горнодобывающего сектора и его минерально - сырьевой базы). Расширению контактов ЮНКТАД с гражданским обществом призван содействовать проводящийся летом Общественный симпозиум.

Однако из-за оппозиции империалистических держав многие прогрессивные принципы международного сотрудничества до сих пор не стали нормой взаимоотношений между всеми странами. Ситуация на мировых товарных рынках усложнилась, особенно для развивающихся стран. Эти осложнения выражаются в динамике цен на сырье, в платежном балансе развивающихся стран и в растущей нестабильности валютных и финансовых отношений.

Выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений

Наконец, правительства, и не в последнюю очередь международные институты, должны оторваться от неолиберальной пассивности прошлых десятилетий и с помощью финансовой и технологической поддержки продвигать устойчивые проекты, особенно в сельскохозяйственном и энергетическом секторах.

Штат Секретариата ЮНКТАД состоит приблизительно из 400 сотрудников (в их числе - 10 граждан России). Структурно Секретариат разделен на пять департаментов:

Департамент глобализации и стратегий развития;

Департамент инвестиций и предпринимательства;

Департамент международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

Департамент технологий и логистики;

Департамент стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ.

Программы техпомощи

Темы программ и подбор экспертов для их реализации во многом определяется правительствами стран-доноров. Соответственно, эти проекты ориентированы, в первую очередь, на потребности стран-доноров и отражают их экономические интересы в странах-реципиентах. В настоящее время этот инструмент активно используется не только западными странами - традиционными донорами ОПР, но и такими развивающимися странами, как Китай и Бразилия, особенно в африканском регионе. В этой связи изучение опыта эффективного использования донорства в части проектов техпомощи ЮНКТАД представляет несомненный интерес и для России.

С учетом того, что основными бенефициарами программ техпомощи ЮНКТАД являются развивающиеся страны (это прямо вытекает из мандата Организации), участие России в качестве реципиента помощи по большинству из них не представляется возможным. В то же время, являясь признанным центром мировой экспертизы в области торгово-экономической политики, ЮНКТАД открыт для совместной работы с заинтересованными сторонами для разработки новых проектов, отражающих интересы конкретных государств и региональных блоков (в случае России - регион СНГ). При этом следует исходить из имеющих место объективных ограничений, в частности - двухгодичного цикла бюджетного планирования.

Так, план на период 2016 - 2017 гг. в настоящее время согласовывается и речь может идти о разработке новых проектов, реализация которых предполагается в указанные сроки.

Из действующих в течение многих лет программ ЮНКТАД наибольший интерес с точки зрения возможного участия (или расширения участия) России представляют следующие.

Страновые обзоры инвестиционной политики. Один из наиболее адресных и эффективных, согласно оценкам стран-реципиентов и руководства ЮНКТАД, инструментов техпомощи в арсенале Организации.

При подготовке обзора ЮНКТАД оценивает текущую ситуацию, изучает среднесрочную и долгосрочную перспективу в стране по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом «активная фаза» сбора информации «на местах» с командированием экспертов ЮНКТАД в страну проведения обзора занимает обычно около одного года. По итогам исследования разрабатывается стратегический план действий по реализации рекомендаций ЮНКТАД, который представляется на утверждение правительству.

Подготовка обзора инвестиционной политики экспертами ЮНКТАД и его последующая презентация на ее «полях», несомненно, относится к резонансным событиям в календаре Организации и, помимо практической пользы для органов государства-заказчика, отвечающих за формирование инвестиционной политики, дает заметный позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Существует также практика оценки экспертами ЮНКТАД хода выполнения предписанных рекомендаций и их эффективности.

Всего ЮНКТАД проведено более 30 подобных обзоров, в том числе три обзора для государств-членов СНГ - Узбекистана (1999 г.), Белоруссии (2010 г.) и Молдавия (2014 г.). Во всех случаях проект финансировался ПРООН. По мнению наших партнеров, после проведения обзоров имел место заметный положительный эффект в процессе привлечения ПИИ, были усовершенствованы механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Подготовка инвестиционного обзора для России могла бы принести аналогичный «стимулирующий эффект» и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на мировой арене. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 150 тыс. долл. США в год (включает подготовку обзора - обычно в течение двух лет, а также возможные последующие мероприятия по экспертному сопровождению внедрения предписанных в обзоре рекомендаций в национальную политику). Вместе с тем следует исходить из того, что для России как крупного развитого государства практически исключено выделение донорских средств из целевых трастовых фондов ЮНКТАД.

Виртуальный институт ЮНКТАД. Представляет собой сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений с координационным центром в Женеве. Образован в 2004 г. по решению Министерской конференции ЮНКТАД-XI (Сан-Пауло). Основная задача Виртуального института - развивать связи между национальными академическими заведениями, специализирующимися на экономической проблематике, а также вопросах международной торговли и развитии. По задумке организаторов, данный проект призван мобилизовать экспертное участие академических кругов в обсуждении актуальных вопросов, входящих в компетенцию ЮНКТАД.

В настоящее время Виртуальный институт объединяет 96 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в 43 странах.

ЭМПРЕТЕК. В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства ЮНКТАД с 1988 г. осуществляет программу ЭМПРЕТЕК (от испанского emprendedores - предпринимательство и tecnologia - технология). Основным ядром проекта является 6 дневный учебный семинар-тренинг, проводимый сертифицированными преподавателями ЭМПРЕТЕК по методологии Гарвардского университета. Тренинг направлен на формирование самомотивации и культивирование психологии успешного предпринимателя.

В настоящее время программа активно реализуется в 34 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Чили, Иордании, ЮАР, Уганде, Румынии и др.

Ключевым продуктом программы является подготовка предпринимателей путем проведения специальных семинаров и тренингов. Во многих странах (в основном - в Латинской Америке) ЭМПРЕТЕК является частью национальных стратегий по развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

АСИКУДА. В сфере упрощения таможенных процедур ЮНКТАД с 1981 г. ведет проект АСИКУДА (ASYCUDA - Automated System for Customs Data), призванный способствовать развитию международной торговли путем автоматизации процесса таможенного оформления (концепция «одного окна»).

АСИКУДА представляет собой пакет программного обеспечения, позволяющего регистрировать прохождение товаров через таможню осуществлять электронное декларирование грузов, а также автоматизированный контроль за своевременной уплатой всех видов таможенных платежей, акцизов и др. Важной функцией системы является также автоматизация выдачи сертификатов, лицензий и других разрешительных документов. Участник ВЭД и контролирующие ведомства имеют возможность проверять в режиме реального времени статус оформления таких документов. АСИКУДА также позволяет осуществлять эффективное межведомственное управление рисками на основе перекрестной проверки по базам данных.

Система разработана в соответствии с передовой практикой, рекомендациями ЕЭК ООН, ВТамО, ИСО, МСЭ и других организаций. Пакет программного обеспечения предоставляет широкие возможности по адаптации под требования или существующую техническую инфраструктуру конкретного государства. После запуска, отладки и передачи экспертами АСИКУДА навыков управления (осуществляется на некоммерческой основе - то есть покрываются лишь фактические затраты, связанные, например, с командированием экспертов ЮНКТАД и зарплатами координаторов проекта) функционирование системы полностью обеспечивается соответствующими национальными органами.

По оценкам руководства ЮНТКАД, АСИКУДА входит в число наиболее успешных и востребованных «продуктов» Организации (это также самый масштабный по охвату проект - он реализуется в 90 странах, главным образом, в Африке, Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии).

ЮНКТАД-Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Диалог между ЮНКТАД и ЕЭК выстраивается на основе двустороннего меморандума о сотрудничестве, подписанного 23 мая 2013 г. в Астане. Перспективы развития взаимодействия обсуждались в ходе встречи между Членом Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой и заместителем Генсекретаря ЮНКТАД Й.Райтером (Женева, июль 2015 г.). В числе прочего стороны обсудили вопрос о возможной организации совместной аналитической работы по исследованию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная межправительственная структура и является органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными задачами ЮНКТАД являются содействие развитию международной торговли и добросовестной конкуренции, установлению благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, оказание им технического содействия в данных областях.
    ЮНКТАД представляет собой универсальный глобальный форум для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития, связанных с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий и выработки соответствующих резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются соответствующие многосторонние соглашения и конвенции.
    Мандат Организации предписывает ей также выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по аналогичным вопросам, рассматриваемым другими международными организациями (прежде всего, ВТО). При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в формировании консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли, прежде всего по тем из них, которые имеют последствия для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в содействии адаптации указанных государств к новым торговым условиям и их интеграции в мировую торговую систему. ЮНКТАД является инициатором разработки идеи Всеобщей системы преференций, вопросов торговли услугами, исследований по проблематике тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки мозгов» и др. Многие идеи Конференции, например, особый и дифференцированный режимы для развивающихся стран, вошли в арсенал ГАТТ/ВТО.
    В ЮНКТАД входят 192 государства, т.е. все члены ООН. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Штаб-квартира Конференции находится в Женеве.
    Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров для принятия программных документов. Дата и место проведения сессий устанавливается Генеральной Ассамблеей ООН. Первая сессия состоялась в 1964 г. в Женеве, последняя (двенадцатая) - в Аккре (Гана) в 2008 г.
    Тема XII сессии ЮНКТАД - «Возможности и вызовы, создаваемые глобализацией для развития». На сессии был принят итоговый документ «Аккрский аккорд», в котором определены приоритетные направления деятельности ЮНКТАД на ближайшую перспективу, в т.ч. содействие повышению согласованности в разработке глобальной политики на всех уровнях в интересах обеспечения устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты. XIII сессия прошла в 2012 г. в Катаре.
    Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию (СТР). Ежегодно (осенью) проводится регулярная сессия Совета, в рамках которой предусмотрено проведение однодневного Сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. По решению Совета или требованию большинства членов Совета, сессии ЮНКТАД или Генассамблеи ООН созываются специальные сессии.
    В рамках СТР действуют две постоянные комиссии: по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию (заседания проходят один раз в год). В рамках комиссий в течение года регулярно проходят заседания рабочих групп и совещания экспертов. На площадке ЮНКТАД также проходят заседании Комиссии по науке и технологии в интересах развития, формально являющейся вспомогательным органом ЭКОСОС.
    Вне постоянных комиссий на регулярной (сессионной) основе функционирует Рабочая группа по среднесрочному плану и бюджету, которая рассматривает предложения по бюджетным программам на двухгодичный срок и анализирует ход выполнения утвержденных программ. Финансовые ресурсы ЮНКТАД формируются за счет отчислений из регулярного бюджета ООН (раздел «Торговля и развитие») и внебюджетных средств (добровольных взносов, расходуемых преимущественно на финансирование технического содействия). Бюджет ЮНКТАД в последние годы составляется в соответствии с принципом нулевого реального роста (с учетом инфляции): в 2004-2005 гг. – 110,2 млн.долл., в 2006-2007 гг. - 112,5 млн.долл., в 2008-2009 гг. – 117,3 млн.долл., в 2010-2011 гг. – 133,1 млн.долл, 2012-2012 гг. – 139,1 млн.долл. Сумма же добровольных взносов, постоянно возрастает, что, как следствие, повышает зависимость Организации от политических предпочтений стран-доноров и вызывает озабоченность развивающихся стран.
    Постоянным органом, регулирующим работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями Совета, является Бюро СТР.
    Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве, насчитывает около 400 человек. Его возглавляет Генеральный секретарь. В конце мая 2013 г. в связи с окончанием второго срока полномочий (15 сентября 2013 г.) Супачая Панитчпакди (Таиланд) Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун внес на утверждение ГА ООН кандидатуру Мухиса Китуи (Кения) в качестве нового генерального секретаря ЮНКТАД сроком полномочий на 4 года.
    Секретариат состоит из шести отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, НРС и специальных программ; Отдел административных вопросов.
    Исполнительная дирекция включает в себя секретариаты Генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря, группу планирования и оценки программ, группу координации и оценки технического сотрудничества, службу старшего юриста ЮНКТАД. Административная служба и служба обеспечения межправительственного механизма формально не входят в исполнительную дирекцию, но работают под ее контролем.
    В последнее время наблюдается определенная маргинализация ЮНКТАД. Сегодня глобальные переговоры по вопросам финансирования, торговли и инвестиций ведутся главным образом за ее рамками. В этой связи в ЮНКТАД была инициирована дискуссия о задачах и направлениях работы Организации. Основным документом, определяющим ориентиры этой дискуссии, является Доклад «Группы видных деятелей» под названием «Усиление роли и отдачи ЮНКТАД в вопросах развития», опубликованный в декабре 2006 г.
    Продолжавшиеся несколько месяцев неформальные консультации продемонстрировали неоднозначное отношение различных государств к данному документу. Развивающиеся страны выражают весьма сдержанное отношение к рекомендациям «видных деятелей». По их мнению, практическая реализация рекомендаций может ограничить мандат ЮНКТАД и усилить зависимость Организации от волеизъявления государств-доноров. В видении развивающихся стран Комиссия может и должна играть важную роль в преодолении существующих асимметрий в международных торгово-экономических отношениях, формировании более справедливого мирового экономического порядка, повышении степени участия развивающихся стран в управлении процессами глобализации. Ими высказывается заинтересованность в том, чтобы ЮНКТАД продолжала оставаться форумом для обкатки различных идей, исходя из принципа плюрализма мнений.
    Западные государства делают упор на необходимости «улучшения внутреннего менеджмента» ЮНКТАД, повышения качества проектов техсодействия и усиления контроля со стороны доноров за использованием финансовых ресурсов Организации. Практически они хотели бы превратить ЮНКТАД в своего рода «агентство по оказанию технического содействия развивающимся странам». В этой связи страны ЕС, США, Канады, Швейцарии выступают за скорейшую практическую реализацию рекомендаций, понимая под этим «мягкую реформу» ЮНКТАД.
    Работа над рекомендациями по повышению эффективности деятельности ЮНКТАД осуществлялась в рамках подготовки к министерской конференции ЮНКТАД-XII. В результате в Аккре был принят ряд решений, касающихся повышения институциональной эффективности ЮНКТАД, в т.ч. по оптимизации аналитической работы, консолидации проектов технического содействия и др. Усилена роль СТР, в т.ч. в плане участия в редактировании ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по торговле и развитию. Подведение промежуточных итогов выполнения Аккрского соглашения в рамках очередной сессии СТР в сентябре 2010 г. выявило необходимость реорганизации и повышения эффективности работы Секретариата ЮНКТАД в этом направлении. При этом по-прежнему сохраняются противоречия в подходах западных стран (увязывание донорской помощи с внедрением систем «надлежащего управления», экологических стандартов, либерализацией инвестиционных режимов) и развивающихся государств (продвижение в рамках ЮНКТАД интересующих их концепций «новая география мировой торговли», «пространство для маневра в политике»).
    Начиная 2008 г. и по настоящее время в деятельности ЮНКТАД на первый план выдвигается проблематика мирового финансово-экономического кризиса. Аналитические доклады, подготовленные секретариатом организации в 2009 г. по «антикризисной» тематике, содержат весьма жесткую критику экономической и торговой политики развитых стран, предшествовавшей кризису. В круг вопросов, обсуждаемых на площадке ЮНКТАД, в 2010 г. добавилась проблематика занятости, которая становится все более значимой в свете преодоления глобальной рецессии, которая привела не только к резкому увеличению численности безработных, но и к обострению ряда специфических проблем на рынках труда, в особенности в развивающихся странах.
    В июле 2013 г. Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЮНКТАД. Новый формат сотрудничества организаций дает больше возможностей для ЕЭК, в том числе для реализации программы сотрудничества на 2013-2015 гг. между ЕЭК и ЮНКТАД.
    Россия использует трибуну ЮНКТАД в обсуждении вопросов международной торговли и отстаивания собственных интересов в этой сфере, широко пользуется справочно-аналитическими материалами Организации. Мы последовательно проводим линию на сохранение мандата ЮНКТАД и принципа универсальности в ее деятельности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...