Перспективы суперджет 100 на год. «Суперджет» выигрывает у «Embraer» или «Bombardier» - Юрий Слюсарь. В рамках новой госпрограммы вооружений какие типы боевых самолетов будут закупаться

Самолету «Сухой Суперджет 100» с самого начала уделялось пристальное внимание. Причем не только со стороны любителей авиации. Еще на стадии конструирования обнаружилось невероятно много крикливых пораженцев, уверяющих, что в России современный самолет невозможно спроектировать и запустить в серию. Тем не менее, в апреле 2011 года Sukhoi Superjet 100 совершил свой первый коммерческий рейс.

На сегодняшний день число произведенных самолетов этой марки уверенно перевалило за сотню. Ближнемагистральные самолеты востребованы в России, и значительное число построенных «Суперджетов» обслуживают внутренние рейсы в нашей стране. Однако этот российский авиалайнер изначально создавался с прицелом на иностранного заказчика, о чем говорит его название. И поставленная цель была достигнута. Среди эксплуатантов «Суперджета» имеются иностранные компании, число которых постоянно увеличивается.

Так, бельгийский авиаперевозчик Brussels Airlines - крупнейшая национальная авиакомпания Бельгии, приняла решение взять три российских самолета в лизинг у ирландской компании CityJet. Конечно, на внутренних рейсах Бельгия эти самолеты использовать не станет, в связи с размерами страны. Однако компания осуществляет рейсы в 20 европейских государств, а так же в Восточную, Центральную и Западную Африку. Возможностей «Суперджета» хватит, чтобы работать на любом из этих направлений. Разве что для полетов в Западную Африку понадобится дозаправка.

Примечательно, что с этой сделкой количество эксплуатантов российского Sukhoi Superjet 100 в Западной Европе увеличится вдвое. Ранее CityJet была единственной западноевропейской компанией, которая эксплуатирует российские самолеты.

В отличие от ирландцев, которые российские авиалайнеры просто купили, Brussels Airlines берет самолеты в мокрый лизинг. То есть ремонтом и обслуживанием будет заниматься компания-лизингодатель. Однако это нормальная практика на современном рынке авиаперевозок. Бельгийская сторона намеревается начать эксплуатацию российских «Суперджетов» уже в апреле, поскольку находящиеся в распоряжении компании региональные Avro RJ100 уже порядком устарели. Из наличных 12 бортов четыре уже списаны, а остальным предстоит летать максимум до конца текущего года. В таких условиях российский самолет будет для Brussels Airlines как раз кстати.

Остается только добавить, что помимо девяти российских эксплуатантов, Sukhoi Superjet 100 используют Мексика, Ирландия, Тайланд и Казахстан. Кроме того, в числе иностранных перевозчиков фигурировали еще компании из Армении, Лаоса и Индонезии, приостановившие свою деятельность по независящим от российского самолета причинам.

Таким образом, задачу по созданию современного ближнемагистрального самолета, способного на равных конкурировать с лучшими иностранными образцами, компания «Гражданские самолёты Сухого» - разработчик Sukhoi Superjet 100, с успехом выполнила. География использования новенького российского самолета, как мы видим на примере Brussels Airlines, расширяется. Причем самолет вовлечен уже в лизинговый сегмент рынка и неплохо продается на вторичном рынке. Все это позволяет рассчитывать, что со временем «Сухой Суперджет» займет подобающее ему место на мировом рынке ближнемагистральных перевозок.

Подпишитесь на нас Вконтакте , Одноклассники


Похожие новости

«Сегодня у западных производителей показатели эксплуатационной надежности превышают 99%, притом что у них в эксплуатации не 100 самолетов, а тысячи. Мы же говорим о том, что SSJ-100 должен конкурировать с ними, но при этом наблюдаем еще и падение показателей», — констатирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Прямыми конкурентами российского ближнемагистрального лайнера являются Embraer-190/195 и Bombardier CS100.

По мнению Гусарова, снижение эксплуатационной надежности российского самолета может быть связано с тем, что производитель не может поддерживать ее на прежнем уровне, когда количество машин в коммерческой эксплуатации увеличивается. Это мнение подтверждают данные исследования, согласно которым один из самых низких показателей эксплуатационной надежности — 95,81% — у «Аэрофлота», самого крупного покупателя SSJ-100 (в парке 30 штук). В то же время, например, у тайской Royal Thai Air Force эксплуатационная надежность двух самолетов составляет 100%.


Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий также считает, что ГСС «явно есть что улучшать». Он отмечает, что парк SSJ-100 вырос почти на треть, в том числе за счет новых покупателей, например, ирландской авиакомпании CityJet.

Представитель «Аэрофлота» не стал комментировать показатели надежности SSJ-100, отметив лишь, что авиа​компания находится «в постоянном контакте с производителем», высказывает «свои пожелания» и указывает «на места, требующие особого внимания со стороны разработчика».

«Прямой связи между показателем эксплуатационной надежности и безопасностью полетов для пассажира нет», — уточняет Роман Гусаров, поясняя, что показатель надежности будет снижаться в результате как серьезных поломок, так и «элементарно перегоревшей лампочки». Такого же мнения придерживается Алексей Синицкий.


За последний год было несколько сообщений о технических проблемах SSJ-100. В январе 2017 года авиакомпания «Якутия» сообщила, что обнаружила дефект стабилизатора у двух из четырех имеющихся в ее парке самолетов SSJ-100. Ранее с аналогичными проблемами столкнулся «Аэрофлот», который отменил из-за этого ряд рейсов.​

Вопрос о технической надежности SSJ-100 в июне рассматривался на уровне главы правительства. В итоге Дмитрий Медведев Минпромторгу, Минтрансу, Росавиации и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) совместно с «Аэрофлотом» разработать комплекс мер по улучшению технических показателей исправности и налета SSJ-100 до «соответствующих мировому уровню».

ГСС до 2036 года выпустить еще 600 SSJ-100 для российского и мирового рынка. ​Результаты исследования ГСС и Alenia Aermacchi вряд ли повлияют на продажи самолета, отмечает Гусаров. «Сейчас продажи SSJ идут исключительно за счет программ господдержки. Это экономически выгодно [авиа]компаниям», — говорит он. В июле «Аэрофлот» заключил контракт на покупку 20 этих самолетов.

Производитель российских самолетов "Суперджет-100", компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) прорабатывает проект создания укороченной версии лайнера на 75-78 кресел. У этих самолетов есть потенциальный заказчик, которому проект должен быть представлен до конца февраля. Об этом заявил на авиасалоне в Дубае глава ГСС Александр Рубцов. Также он отметил, что итогом выставки в ОАЭ стали предварительные договоренности о продаже порядка 20 "Суперджетов" в стандартной компоновке и нескольких в vip-комплектации. Кроме того, рассказал и о некоторых планах по магистральному самолету МС-21.

"В настоящий момент проект обсуждается, прорабатывается. Речь идет о десятках самолетов", - признался Рубцов, говоря о 75-местном "Суперджете".

Глава ГСС не конкретизировал, о российском или зарубежном заказчике идет речь. Однако отметил, что компания предпринимает значительные усилия по увеличению экспортных поставок. По его словам, в ближайшие годы более 50 процентов продаж будет приходиться на внешние рынки.

Он напомнил, что первоначально SSJ100 проектировался именно как 75-местный самолет. Есть соответствующие технические наработки, поэтому перспективы реализации проекта неплохие.

Но вместе с тем компания рассматривает и вариант увеличения числа посадочных мест.

"Сейчас нам нужна экспансия в смежные сегменты. Мы рассматриваем возможность развития Sukhoi Superjet 100 в сторону, с одной стороны, сокращения количества кресел до 75-78 мест и тем самым облегчения самолета. С другой стороны, в сторону увеличения до 110 кресел. Параллельно будет вестись работа по совершенствованию конструкции, повышению надежности и улучшению качества ППО (послепродажного обслуживания - прим. ред.)", - рассказал глава ГСС.

Сейчас вместимость "Суперджета" в стандартной компоновке составляет 98 пассажиров, есть компоновка и на 103 места. В этом сегменте рынка Россия уже добилась успеха, но развить его будет сложно.

"Говорить о том, что мы кратно увеличим продажи SSJ100, тяжело, потому что весь объем рынка региональных самолетов сейчас оценивается в цифрах порядка 100-120 самолетов. Мы ежегодно производим и продаем 30-35 "Cуперджетов" - это колоссально много, почти 40 процентов рынка", - сказал Рубцов.

Тем не менее на авиасалоне в Дубае "Суперджету", который здесь представлен в VIP-комплектации, удалось привлечь внимание покупателей. И не только из стран ближневосточного региона.

"Мы предварительно договорились с Азербайджаном о поставке Sukhoi Superjet 100 в VIP-комплектации, - говорит Рубцов. - Возможно, в поставке будет несколько самолетов. По одной договорились точно, по опциям еще будем разговаривать".

Но гораздо больше самолетов в итоге может быть продано покупателям из некой азиатской страны. Рубцов лишь приоткрыл завесу: "Это соседи Индии. Речь идет о потенциально большом заказе". А также африканцам, которые в настоящий момент ищут замену устаревшей технике.

Есть и интерес со стороны европейских авиалиний. По словам главы ГСС, своего рода проводником "Суперджетов" в Старый свет будет ирландский перевозчик CityJet, эксплуатирующий в настоящий момент несколько российских самолетов.

"CityJet обуславливает дальнейшие продажи в Европе. Обуславливает тем, что ставит перед нами задачу повышения качества поддержки самолетов в период их эксплуатации, достижения уровня этой поддержки даже выше, чем у европейских конкурентов. На недавней встрече у нас был непростой обмен мнениями, но мы под этими задачами подписались. Будем их исполнять", - резюмировал глава ГСС.

Отдельная тема - новый магистральный самолет МС-21. Пока в Дубае он представлен лишь в виде макета. Но интерес к нему огромный. Уже сейчас можно говорить о том, что лайнер будет востребован.

Поэтому России необходимо уже сейчас думать о том, чтобы в разы увеличить планы по производству самолетов МС-21, уверен Рубцов.

"Задача, которую, на мой взгляд, надо ставить, это существенное увеличение мощностей для производства МС-21. Перспективный спрос на самолет позволяет говорить о гораздо более амбициозных масштабах выпуска, чем запланированные на сегодняшний день мощности, способные дать в перспективе до 70 машин в год", - подчеркнул Рубцов.

По его мнению, ежегодно должны выпускаться минимум 70-100 машин в 180-кресельной компоновке и 100-140 самолетов в размерности 250 кресел.

По МС-21-400 подробностей пока не так много. "Машина явно опережает рынок с точки зрения стоимости кресло-километр - ожидается, что она будет на 15 процентов экономичнее конкурентов", - отметил Рубцов. Однако о сроках его появления говорить рано.

На рубеже 2020 - 2022 годов может появиться и VIP-версия МС-21, отметили в ГСС.

В истории современной российской авиации 2017 год останется знаковым по своим событиям и их последующему влиянию на развитие отечественной авиационной отрасли. Важнейшим стал первый полёт нового российского пассажирского среднемагистрального лайнера МС-21-300. Этого события ждали с волнением. От момента выкатки самолёта из сборочного цеха до его первого полёта прошёл без малого год, и вот, 28 мая 2017 года, самолёт с "чёрным" крылом поднялся в небо.

Но обо всём по-порядку.

Московский аэрокосмический салон МАКС-2017

В 2017 году юбилейный 25-й авиасалон проходил не в конце августа, как обычно, а в июле, что было связано с проведением в августе форума "Армия-2017", и участники просто физически не успевали бы перевезти и установить стенды и экспозицию с одной площадки на другую. Ну, а посетителям МАКС-2017 такой перенос был только на руку, - погода в июле в Москве гораздо стабильнее и комфортнее, чем в конце лета.

В этом году ключевыми экспонатами экспозиции стали полномасштабные макеты автоматических межпланетных станций «Луна-24» (1976 год) и «Луна-25» («Луна-Глоб»). Также посетителям были представлены макеты орбитальных астрофизических обсерваторий серии «Спектр» и космических аппаратов метеорологических спутниковых систем «Электро» и «Арктика». Гости экспозиции увидели компоновку космической головной части в составе головного обтекателя ракеты-носителя, разгонного блока «Фрегат-СБ» и космического аппарата «Электро-Л».

В ходе работы МАКС-2017 посетители увидели новейший многоцелевой истребитель МиГ-35, модернизированный военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш-ВН, арктический вертолёт Ми-8АМТШ. Более 150 образцов продукции военного, гражданского и двойного назначения показал Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

На статической экспозиции, помимо "завсегдатаев" авиасалона, в этот раз можно было увидеть цельнокомпозитный биплан, разработанный и построенный в СибНИА им. Чаплыгина - ТВС-2ДТС. Восстановленный там же в Новосибирске легендарный штурмовик времён Великой Отечественной войны Ил-2, новый учебно-тренировочный самолёт с обратной стреловидностью крыла, разработанный в КБ САТ - СР-10, состоялась премьерная демонстрация учебно-тренировочного самолёта Як-152.

Пилотажная группа Al-Fursan, ОАЭ

Яркой и насыщенной была лётная программа авиасалона. В небе можно было увидеть Ил-2, который пилотировал директор СибНИА Владимир Барсук, новинки - тот же СР-10 и цельнокомпозитный самолёт для сельского хозяйства МВЭН Т-500. Экипажи пилотажной группы "Русские витязи" демонстрировали своё мастерство на самолётах Су-30СМ, которые заменили ветеранов Су-27. Манёвренный бой на малых высотах демонстрировали пары Су-35 и ПАК ФА.

И конечно незабываемое впечатление оставила пилотажная группа из Объединённых Арабских Эмиратов "Аль-Фурсан", разукрасившая небо Жуковского цветными дымами.

Осенью официально было объявлено, что МАКС остаётся в Жуковском, т.к. в парке "Патриот" и на аэродроме в Кубинке, куда намеревались перевести авиасалон, существующая инфраструктура не соответствует требованиям крупной международной авиакосмической выставки, а её подготовка практически с нуля требует больших финансовых затрат.

Гражданская авиация

Sukhoi Superjet 100

Десять лет назад в 2007 году состоялась выкатка первого опытного самолёта Сухой Суперджет 100 (SSJ100). В 2017 году завод в Комсомольске-на-Амуре выпустил 34 Суперджета, и 30 самолётов было передано заказчикам. По данным неофициального реестра Russianplanes.net - 33 лайнера выпущено и столько же передано заказчикам. Всего за десять лет на КнААЗ произведено более 150 бортов SSJ100.

Статистика по годам выпуска по данным Russianplanes.net :
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
Выпущено 2 2 2 5 12 24 35 18 19 33 153
В эксплуатации 1 - 1 1 7 20 33 18 19 33 133

По состоянию на декабрь 2017 года 109 бортов SSJ100 выполняют полёты в российских и зарубежных авиакомпаниях, а также госструктурах. Самолёты эксплуатируются в Аэрофлоте, Газпромавиа, авиакомпаниях Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, а также в МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет и за рубежом в Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевских ВВС Таиланда и госструктурах Казахстана:

  • Аэрофлот - 38
  • Interjet - 21
  • Газпромавиа - 10
  • Ямал - 8
  • ИрАэро - 7
  • Якутия - 5
  • Brussels Airlines - 5
  • Азимут - 4
  • СЛО Россия, ВВС Таиланда и МЧС России - по 2 борта
  • CityJet, РусДжет, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана - по 1 самолёту.

Ещё 24 борта числятся на АО ГСС - это опытные самолёты, летающие лаборатории и самолёты ещё не переданные заказчикам.

В 2017 году в рамках мокрого лизинга от авиакомпании CityJet ещё одним европейским эксплуатантом стала бельгийская Brussels Airlines, а в сентябре начал операционную деятельность новый российский эксплуатант SSJ100 – авиакомпания Азимут.

В 2017 году прошла сертификация дополнительных топливных баков, что позволило увеличить дальность полёта бизнес-версии SSJ100 до 7 000 км.

Очередной вехой в работе по расширению условий эксплуатации Sukhoi Superjet 100 стала сертификация модификации В100 с повышенной тягой двигателей, что улучшает взлётные характеристики самолёта, предоставляя авиакомпаниям-эксплуатантам новые возможности. Такие характеристики самолёта Sukhoi Superjet 100 могут быть интересны заказчикам из Западной Европы для выполнения полётов с коротких взлётно-посадочных полос, в том числе, в аэропортах, расположенных в черте города.


SSJ100 борт RA-89079 авиакомпании "Азимут" в аэропорту Сочи. Декабрь 2017 г.

В 2018 году ожидается сертификация версии Суперджета с горизонтальными саблевидными законцовками крыла и получение сертификата EASA для посадки по крутой глиссаде под углом 5,5 градусов, что почти вдвое больше стандартного угла глиссады в 3 градуса.

21 декабря начались испытания борта 97006 с гребневыми законцовками, ещё один самолёт (борт 97003) проходит испытания по программе посадки по крутой глиссаде. Эти доработки ожидает ирландская компания CityJet. В 2017 году этот заказчик должен был получить 6 самолётов, но поставки откладываются до завершения сертификации, т.к. пока SSJ100 не может выполнять полёты в аэропорт Лондон-Сити, который для ирландкой авиакомпании является одним из приоритетных направлений.

Летом 2017 года незамеченной прошла новость, что ОАК заключила контракт с Замбией на поставку в 2018 году пяти самолётов Сухой Суперджет 100. Один из самолётов будет исполнен в VIP-версии для главы государства, и четыре - для развития местной гражданской авиакомпании.

В 2017 году самолёты SSJ100 поставлялись преимущественно лизинговым компаниям ВЭБ-Лизинг (для Аэрофлота) и ГТЛК (Ямал, Азимут, ИрАэро). В июле в рамках МАКС-2017 был подписан контракт с авиакомпанией Аэрофлот на поставку до конца 2018 года дополнительно 20 бортов SSJ100, первые поставки по этому контракту уже начались.

Первоначально в 2018 году планировалось выпустить 38 Суперджетов. В декабре 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что будет произведено 30 бортов. Вероятно, снижение планов связано с уже имеющимся заделом у ГСС самолётов, находящихся на хранении.

Как уже было сказано выше, 28 мая 2017 года впервые поднялся в небо новый российский лайнер МС-21-300. Это событие знаковое по нескольким причинам.

Во-первых, самолёт находится в той же нише, что и самые распространённые на сегодня семейства самолётов А320/А321 и B737. МС-21 ожидает серьёзная конкуренция на внутреннем российском рынке, не говоря уже о международном.

Во-вторых, МС-21 - это первый российский гражданский самолёт с полностью композитным крылом, горизонтальным и вертикальным оперением. У него больше диаметр фюзеляжа, он легче и дешевле своих прямых конкурентов. Улучшенная топливная эффективность за счёт высокого аэродинамического качества, комфортабельность салона, сравнимая с широкофюзеляжными дальнемагистральными лайнерами делают МС-21-300 привлекательным для авиакомпаний. На конец 2017 года портфель заказов на самолёт составлял 315 судов, в том числе за 175 самолётов внесена предоплата.

Неопределённость со сроками начала полномасштабного серийного производства вносят новые антироссийские санкции со стороны США, которые вступят в силу с февраля 2018 года. Российское гражданское авиастроение тесно связано с оборонными предприятиями - SSJ100 с КБ Сухого, МС-21 - с корпорацией "Иркут", которая производит самолёты Як-130 и Су-30СМ. И Суперджет, и МС-21 содержат большое количество узлов и агрегатов западных поставщиков. Поставка таких комплектующих может оказаться под вопросом.

"Ситуация полностью непредсказуема для нас, но мы полагаемся на разум. Мы хотели создать продукт для мирового рынка. На данный момент все партнёры выполняют свои обязательства по поставке деталей и систем для MC-21", - рассказал изданию "Aviation week" вице-президент корпорации «Иркут» Кирилл Будаев.

В 2017 году с июня по октябрь МС-21-300 RA-73051 прошёл два этапа заводских доводочных испытаний, в ходе которых было выполнено 20 полётов. 17 октября самолёт перелетел в подмосковный Жуковский, где продолжились отработки систем самолёта и будут проводиться испытания на получение сертификата лётной годности.

Одновременно с лётными испытаниями в ЦАГИ прошли продувки модели лайнера с двигателями ПД-14, а также статические и прочностные испытания. Во время первого такого испытания в апреле 2017 г. нагрузки на кессон консоли крыла доводились до предельных – с «изгибом вверх», вплоть до разрушения конструкции. При приближении к 100% расчётной предельной нагрузке произошло разрушение кессона. Его конструкция была доработана, что привело к увеличению веса крыла примерно на 25 кг. В декабре при повторных испытаниях кессон разрушился при нагрузке 131% от расчётной.

В итоге экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности по отношению к проектным нагрузкам – это обеспечит безопасность композитного крыла при эксплуатации самолёта.

В ходе испытаний композитного кессона стабилизатора, на части каркаса верхней панели кессона были нанесены искусственные повреждения и проведены его испытания на остаточную прочность. Исследуемая зона выдержала все заявленные нагрузки. Далее повреждение отремонтировали, и в рамках повторно-статических испытаний кессон подвергся изгибающим деформациям. Полученные данные позволят определить характеристики остаточной прочности элемента будущего самолёта в случае ремонта. Всего планируется провести 60 000 циклов на уровне 50% от расчётной нагрузки.

В самом конце декабря 2017 г. начался третий сертификационный этап лётных испытаний двигателя ПД-14, в 2018 году ожидается получение сертификата типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).

Первый самолёт МС-21-300 с установленным внутри пассажирским салоном и интерьером планируется произвести в сентябре 2018 года. Это будет третий опытный образец, который будет демонстрироваться потенциальным заказчикам.

В конце декабря было принято решение, что первый серийный лайнер МС-21-300 будет передан в Иркутск и начнёт эксплуатироваться в авиакомпании «ИрАэро», первоначально все первые самолёты должны были поступить в "Аэрофлот".

В январе на лётно-испытательную станцию ИАЗ будет передан второй лётный экземпляр МС-21, строятся ещё четыре опытных авиалайнера. 2018 год будет насыщен испытаниями самолёта на земле и в воздухе, ближе к концу года начнётся сборка первой серийной машины.

Ил-96-400М

Программа по возобновлению производства отечественного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М, начатая в 2016 году, продолжила своё воплощение.

По прогнозу ОАК, подготовленному к авиасалону МАКС-2017, России до 2036 года потребуется 115 самолётов большой вместимости. Из них 80 бортов от 200 до 325 кресел и 35 самолётов вместимостью более 325 пассажиров. Ил-96-400М должен частично заменить самолёты иностранного производства размерностью более 325 кресел. В одноклассной компоновке он расчитан на 436 пассажиров, в двухклассной - на 386 и в трёхклассной компоновка - на 315 человек. Максимальная взлётная масса самолёта составит не менее 270 тонн, дальность полёта с полезной нагрузкой в 41 тонну – не менее 9 тыс. км.

В феврале 2017 года ОАК и АК им. Ильюшина заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолёта Ил-96-400М. По условиям контракта должен быть изготовлен опытный экземпляра самолёта для проведения лётных испытаний. Планируется, что впервые он поднимется в небо в 2019 году. На постройку опытного образца самолёта Ил-96-400М планируется потратить более 4,7 млрд рублей.

В начале весны стало известно, что на самолёт вместо двигателей ПС-90А1 будут устанавливаться четыре модернизированных турбовентиляторных двигателя ПС-90А3М.

На ВАСО стартовала программа модернизации производства. Начало серийной сборки самолётов Ил-96-400М запланировано на 2020 год, всего в интересах гражданской авиации планируется произвести 6 машин.

В конце года было принято решение для модернизации самолёта Ил-96-400М внести в уставный капитал ОАК взнос в размере 3,595 млрд рублей, а ГТЛК выделить 4 млрд. рублей для приобретения двух самолётов Ил-96−400М, срок ввода в эксплуатацию - 2021 год. Предполагаемая стоимость покупки самолётов составит 14 млрд рублей, в том числе 200 млн рублей за счёт внебюджетных источников.

Ил-114-300

В 2018 году должен быть построен первый опытный образец Ил-114-300. Ближе к концу года планируется начать его лётные испытания. Самолёт сразу будет оснащаться двигателями ТВ7-117СТ вместо планировавшихся ранее ТВ7-117СМ. С 2021 года серийные самолёты начнут поступать в авиакомпании. Всего за 10 лет – с 2021 по 2029 год - планируется выпустить порядка 100 машин.

В строительстве Ил-114-300 будут задействованы три авиационных завода: нижегородский «Сокол», воронежский ВАСО и авиазавод РСК «МиГ» в Луховицах. Завод «Сокол» будет выпускать отсеки фюзеляжа, воронежский авиазавод – крыло, а окончательная сборка будет проводиться в Подмосковье.

Госрасходы на проект Ил-114-300 планируется распределить следующим образом:

  • на работы по развертыванию серийного производства Ил-114-300 на авиазаводах – 26,7 млрд руб
  • на опытно-конструкторские работы, включая доработку турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ - 14,5 млрд руб до 2020 г.
  • на реализацию программы по созданию системы послепродажного обслуживания – 9,6 млрд руб
  • на технологическое перевооружение производства - 2,6 млрд руб
  • на лизинг и финансовую поддержку эксплуатантов Ил-114-300 - около 26 млрд руб.
  • Итого: около 80 млрд руб.

В декабре завершился первый этап лётных испытаний двигателя ТВ7-117СТ, начатый 12 сентября. Было выполнено около 20 полётов, по результатам которых в середине января 2018 г. ЦИАМ подготовит заключение о возможности установки ТВ7-117СТ на первый опытный самолёт Ил-112В. Испытания проводились на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Опытный двигатель был установлен на одном из пилонов вместо штатного агрегата. Самолёт с установленным двигателем демонстрировался на статической экспозиции МАКС-2017.


ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. МАКС-2017 / (с) Андрей Величко, Авиация России

На Производственном комплексе №1 (ПК №1) – филиал АО «РСК «МиГ» в Луховицах открылось представительство ПАО «Ил», началась подготовка к сборке Ил-114‐300. Создание постоянного центра ПАО «Ил» необходимо для координации работ между специалистами Корпорации «МиГ» и инженерами «Ил».

В марте 2017 г. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) учредили совместное предприятие для разработки, производства, реализации и послепродажного обслуживания дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта (ШФДМС). В конце сентября семейство ШФДМС получило официальное название CR929. Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта будет обозначаться как CR929–600, младшая версия – CR929–500, а старшая версия – CR929–700. Самолёт будет содержать до 50% композитов.

Пройден этапа проектирования Gate 2. Ключевым результатом работы на этом этапе стало получение обзора инженерной концепции самолёта. В 2018 году планируется приступить к фазе определения и выбора поставщиков систем переменного тока и оборудования.

Фрегат Экоджет

В 2017 году кардинально изменилась концепция перспективного широкофюзеляжного самолёта "Фрегат Экоджет". Из-за отсутствия на рынке современных гражданских двигателей тягой 18-23 тс, в компании было принято решение перепроектировать самолёт на четыре двигателя ПД-14. В июле 2017 года «Фрегат Экоджет» и ОДК «Авиадвигатель» приступили к проработке проекта. Обновлённая версия самолёта получила название FreeJet.


Концепт широкофюзеляжного самолёта ФриДжет

Избыток тяги, образовавшийся с использованием новой силовой установки, создал условия для реализации принципов «более электрического самолета» и целого ряда других опережающих конструкторских решений. Аванпроект самолёта «Фриджет», был анонсирован на авиасалоне МАКС-2017.

К декабрю завершено концептуальное проектирование - разработаны конечно-элементные модели высокой степени подробности, составлена весовая сводка конструкций планера, детализирован проект производства поузловой агрегатной сборки самолёта, создан цифровой макет самолёта. На 2018 год запланировано определение технического облика самолёта.

В 2017 году заключён контракт между ГТЛК и Уральским заводом гражданской авиации на поставку пяти 19-местных самолётов L-410 UVP–E20, стоимость одного лайнера составляет 400 миллионов рублей. В 2018 году завершается строительство производственной площадки для поузловой сборки этих ВС и в этом же году начнётся сборка первой партии, с 2019 года машина будет поставляться заказчикам, в частности - ГТЛК.

Ан-148/Ан-140

ВАСО в 2017 году передало ВКС России два пассажирских самолёта Ан-148-100Е - это самолёты с регистрационными номерами RA-61731 и RA-61732. Они стали 11-м и 12-м бортами Ан-148-100Е, построенными по контракту на поставку 15 самолётов Ан-148-100, подписанному ВАСО (без участия ОАК) с Министерством обороны России в мае 2013 года.

Самарское ОАО «Авиакор – авиационный завод» в 2017 году не сдало Министерству обороны России ни одного нового турбовинтового пассажирского самолёта Ан-140-100, и, видимо, дальнейших поставок этих машин не будет, несмотря на номинально сохраняющийся заказ на пять единиц для ВКС России. Общее количество Ан-140-100, полученных Минобороны в 2009-2016 годах, достигло девяти единиц (пять в ВКС и четыре - в Морской авиации ВМФ).

Специальная и транспортная авиация

Ил-76МД-90А

За 2016-2017 гг. АО "Авиастар-СП" (Ульяновск) не подняло в воздух ни одного нового военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Фактически реализация контракта с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 самолётов Ил-76МД-90А застопорилась после сдачи в начале 2016 года первого борта. Это объясняется тем, что на заводе готовится к запуску новая поточная линия для сборки этих самолётов, её монтаж должен закончиться в начале 2018 года. Новая линия позволит выпускать до 18 машин в год, против трёх на существовавшей до модернизации.

В январе 2017 года в ЦАГИ прошли испытания на статическую прочность консоли крыла Ил-76МД-90А. Новая модификация крыла отличается применением в конструкции длинномерных панелей и напряжённого крепежа, что позволяет существенно увеличить долговечность конструкции и обеспечить герметичность топливных баков.


Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде

Ту-214

В 2017 году на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (филиале ПАО «Туполев») для Министерства обороны по контракту 2015 года были построены два самолёта специального назначения-пункта управления Ту-214ПУ-СБУС. Самолёты с регистрационными номерами RA-64529 и RA-64530 находятся на этапе испытаний.

Ещё три самолёта для Минобороны, которые заменят выводящиеся из парка военного ведомства Ту-134, Ту-154, Ил-62М, будут построены по заказу ОАК, сумма контракта составляет 13,6 млрд рублей.

Бе-200ЧС

В 2017 году ТАНТК им. Бериева передал МЧС России два самолёта-амфибии Бе-200ЧС. Один из них - первый серийный самолёт этого типа, построенный в Таганроге. Третий борт RF-31140 (серийный номер 305) 27 ноября выполнил первый полёт и готовится к передаче МЧС. В 2018 году ТАНТК планирует увеличить выпуск самолётов-амфибий Бе-200 до шести машин.

18 ноября совершил первый полёт самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер», созданный на базе Ил-76МД-90А.

Ил-78М-90А

29 ноября в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан топливозаправщик Ил-78М-90А. Это первый топливозаправщик, изготовленный в России, ранее эти самолёты выпускались на ТАПОиЧ. Первый полёт самолёта может состояться до конца весны 2018 года.

Читайте также: Завершён первый этап лётных испытаний двигателя ТВ7-117СТ

Ил-112В

Первый полёт ЛВТС Ил-112В планировался не позднее 1 июля 2017 года. Однако он не состоялся из-за неготовности самолёта. В августе 2017 года сообщалось, что все подготовительные работы к испытаниям самолёта Ил-112В практически завершены, но на 1 января 2018 года самолёт пока не вышел из сборочного цеха и на ЛИС не передавался. Вероятно такая задержка связана с неготовностью силовой установки ТВ7-117СТ, первый этап лётных испытаний которой завершился в Жуковском в декабре 2017 года.

Ил-276

В июне 2017 года самолёт Ил-214 (МТА/СВТС) получил официальное название Ил-276. Самолёт будет комплектоваться двигателями ПД-14, производство будет организовано на АО "Авиастар-СП" в Ульяновске. Возобновление кооперации с Индией по этому самолёту не предусматривается.

Военная авиация

В 2017 году общее количество переданных по Гособоронзаказу в ВКС и ВМФ России боевых и учебно-боевых самолётов сократилось, что связано прежде всего с завершением в 2016 году контрактов на поставку истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29КР/КУБР, прекращением поставок истребителей Су-30М2, а также со снижением темпов поставок учебно-боевых самолётов Як-130. В то же время поставки основных современных боевых самолётов Су-30СМ, Су-34 и Су-35С поддерживались на ставшем уже стандартным уровне.

Всего, по известным данным, в 2017 году Вооруженные Силы России получили 43 боевых самолёта нового производства - это 17 Су-30СМ, 16 Су-34, десять Су-35С и шесть учебно-боевых самолётов Як-130.

В самом конце 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил в интервью телеканалу "Россия 24", что за год было произведено 139 боевых самолётов, не уточняя при этом типы машин. Вероятно, вице-премьер имел в виду самолёты, которые уже вышли из сборочных цехов, но заказчикам ещё не поступили, а также самолёты, предназначенные для поставки зарубежным заказчикам.

Поставки боевых самолётов в 2008-2017 годах

Тип 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
МиГ-29СТМ - 28 - - - - - 4 12 -
МиГ29УМБ - 6 - - - - - 2 - -
МиГ-29КР - - - - - 2 8 10 - -
МиГ-29КУБР - - - - - 2 2 - - -
Су-27СМ3 - - 4 8 - - - - - -
Су-30М2 - - 2 2 - 3 8 3 2 -
Су-30СМ - - - - 3 14 21 27 17 17
Су-34 1 2 4 6 10 14 18 18 16 16
Су-35С - - - - 2 8 24 12 12 10
Як-130 - 3 6 3 15 18 20 14 10 6
Всего 1 39 16 19 29 61 101 90 69 49

В 2017 году российской авиационной промышленностью за рубеж были поставлены 33 боевых самолёта новой постройки:

  • 15 МиГ-29М/МиГ-29М2 в Египет
  • 6 Су-30МКИ(А) в Алжир
  • 2 Су-30СМ в Казахстан
  • 10 Су-35 в Китай
  • 3 Як-130 в Мьянму.

МиГ-35

В январе 2017 г. состоялась яркая презентация в подмосковных Луховицах нового лёгкого многофункционального истребителя МиГ-35. В течение года прошли его заводские лётные испытания, завершившиеся в декабре. В январе 2018 года начнутся государственные испытания самолёта. МиГ-35 демонстрировался на статической экспозиции МАКС-2017 и принимал участие в лётной программе форума "Армия-2017".

Су-30СМ

В течении 2017 года Иркутский авиационный завод (ИАЗ) передал Минобороны 17 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Из них 12, построенных в рамках контрактов 2012 года, поступили в состав ВКС России, а ещё пять были поставлены в рамках отдельных контрактов Морской авиации ВМФ России.

Новосибирским авиационным заводом имени В.П. Чкалова были сданы ВКС России 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Десять из них поступили в состав 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Хурба (близ Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский край). Ещё шесть самолётов Су-34, переданных НАЗ в конце 2017 года, предназначаются для начала перевооружения на этот тип 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 21-й, дислоцированного на аэродроме Шагол (Челябинск) и сейчас оснащённого фронтовыми бомбардировщиками Су-24М2.

По итогам 2017 года общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 114 единиц. Таким образом, Су-34 стал первым "постсоветским" боевым самолётом, изготовленным для внутреннего заказчика в количестве более 100 единиц.

В 2018 году начнётся модернизация Су-34. Речь идёт о расширении боевых возможностей самолёта по сравнению с базовой версией.

Су-35С

В 2017 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) передал ВКС России десять истребителей Су-35С. Они были построены КнААЗ в рамках заключённого в декабре 2015 года Минобороны России с АО «Компания «Сухой» пятилетнего контракта на поставку 50 истребителей Су-35С.

Ранее компания "Сухой" успешно реализовала первый контракт 2009 года на поставку Министерству обороны России 48 истребителей Су-35С. Все 48 самолётов постройки КнААЗ были поставлены ВКС с конца 2012 по начало 2016 года. Таким образом, общее количество Су-35С, полученных Министерством обороны России, по итогам 2017 года составило 68 самолётов.

Як-130

В 2017 году ИАЗ поставил ВКС России всего шесть учебно-боевых самолётов Як-130. Самолёты поступили в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.

Однако дальнейшая передача Як-130 ВКС России застопорилась. Хотя с июня по ноябрь 2017 года на ИАЗ были облетаны ещё восемь Як-130 для ВКС России (серийные номера с 1404 по 1411), однако ни один из них сдан не был и на конец года все эти борта оставались в Иркутске. Возможно, это связано с очередными доработками самолётов этого типа после имевших место сразу двух лётных происшествий с Як-130 в один день 21 июня 2017 года.

С передачей ВКС России шести самолётов Як-130 в 2017 году, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Минобороны России, достигло 95 единиц - из них 12 первых двух серий были построены на ОАО "Нижегородский авиационный завод "Сокол", а ещё 83 - на Иркутском авиационном заводе.


Читайте также: Истребитель пятого поколения Су-57 выполнил первый полёт с двигателем второго этапа

В 2017 году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 получил индекс Су-57. В течение года в воздух поднялись три завершающих лётных опытных образца самолёта:

  • Т-50-9 - первый полёт 24 апреля
  • Т-50-11 - 6 августа
  • Т-50-10 - 23 декабря.

Ранее с 2010 по 2016 года на испытания поступили семь летных опытных образцов Т-50. Всего в 2017 году в лётных и наземных испытаниях было задействовано 9 самолётов.

5 декабря в ЛИИ им. М.М. Громова совершил первый полёт истребитель Су-57 (ПАК ФА Т-50) бортовой № 052 с двигателем 2-го этапа (изделие 30). Новый двигатель был установлен в одну из мотогондол самолёта вместо штатного АЛ-41Ф1. Анализ результатов испытаний и доводка двигателя будут развернуты в период с 2018 по 2020 год. Госиспытания запланированы на 2020 год.

Первая установочная партия составит 12 самолётов, в 2018-м ВКС получат не более трёх истребителей. Предсерийное производство Су-57 запланировано на 2019 год. Ранее начало поставок планировалось на 2017 год.

В неопределённом состоянии находится совместный российско-индийский проект самолёта FGFA. В течение года из Индии поступали противоречивые сообщения о готовности индийской стороны продолжать участие в проекте. С большой долей вероятности проект может активизироваться ближе к концу года, когда появятся предварительные результаты испытаний двигателя "изделие 30". Отсутствие двигателя для самолёта FGFA сдерживает развитие проекта, т.к. для Индии наличие современного двигателя пятого поколения является одним из главных факторов продолжения работ по этому самолёту.

Ту-22М3

В ОКБ Туполева завершена разработка конструкторской документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3 - Ту-22М3М. Глубокая модернизация находящихся в строю самолётов начнётся в 2018 году. Ту-22М3М получит современное высокоточное оружие, его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у новейшего Ту-160М2.

Ту-160М/Ту-160М2

16 декабря на Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на лётно-испытательную станцию глубоко модернизированного самолёта Ту-160М с заводским номером 804 - первого опытного образца, изготовленного по программе возобновления производства бомбардировщика в версии Ту-160М2. Первый полёт самолёта состоится до конца января 2018 года.


Выкатка прототипа Ту-160М2 из цеха окончательной сборки

В 2018 году в состав дальней авиации ВКС РФ поступят шесть модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М. В 2017 году их было три. Для выполнения задач в Сирийской Арабской Республике привлекались стратегические самолёты Ту-160, Ту-95МС с применением высокоточного оружия и модернизированные самолёты Ту-22М3 с применением авиационных бомб. Общий налёт в дальней авиации составил более 20 тысяч часов. Средний налёт на экипаж – более 120 часов.

В 2018 году не менее двух дивизий морской авиации и сил ПВО Тихоокеанского флота будут объединены в составе армии со штабом на Камчатке. В задачи нового соединения войдёт контроль воздушной обстановки на Камчатке, Чукотке и в арктическом регионе. В состав новой армии войдут авиационные части, зенитные ракетные и радиотехнические войска. Зоной ответственности оперативного объединения станет всё пространство от Северных Курил до арктического острова Врангеля - по сути, весь северо-восток страны.

Объединение ВВС и ПВО Западного военного округа получат в 2018 году около сорока боевых самолётов Су-34, МиГ-31 (после модернизации), Су-35С и Су-30СМ.

В связи с разгромом основных сил ИГИЛ (запрещена в России) и освобождением от них практически всей территории Сирии, с 11 декабря Минобороны РФ провело значительное сокращение российской военной группировки. 12 и 13 декабря о прибытии: фронтовых бомбардировщиков Су-34 на аэродром в Хабаровском крае, истребителей МиГ-29СМТ – в Астраханскую область. В те же сроки начался отвод ударной группы дальней авиации из Моздока (самая близкая к Сирии авиабаза ВКС на территории России) бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Их также отправили к местам постоянной дислокации в Калужской, Иркутской и Мурманской областях. Вывод из боевых действий значительной части авиации, участвовавшей в сирийской кампании, был возможен только при одном условии – эти силы не нужны для оказания военной поддержки Дамаска, и Москва не предвидит внезапных выступлений джихадистов в Сирии, а это значит, что достигнуты какие-то твёрдые соглашения с теми, кто имеет на сирийскую оппозицию мощное влияние.

Боевой опыт в Сирии получили более 48 тыс. военнослужащих Российской Армии. 80% экипажей оперативно-тактической и 90% армейской авиации имеют по 100 - 120 боевых вылетов. Всего авиацией ВКС России за два года совершено 34 тыс. боевых вылетов.

Учебная и спортивная авиация

Весной-летом 2017 года прошли предварительные испытания УТС Як-152. Осенью в ГЛИЦ (Ахтубинск) на государственных испытаниях участвовали два самолёта. Оба самолёта Як-152 принимали участие в авиасалоне МАКС-2017. Первый экземпляр с бортовым № 01 участвовал в демонстрационных полётах, а вторая машина с бортовым № 02 демонстрировалась на статической стоянке.

В 2018 году планируется выпустить на ИАЗ более десяти машин.

2017 год не изобиловал новостями по новому реактивному УТС СР-10. Самолёт участвовал в лётной программе МАКС-2017, продолжаются его лётные испытания в интересах Минобороны. До конца 2018 года на Смоленском авиазаводе будет выпущена первая партия самолётов, также до конца года ожидается принятие СР-10 на вооружение ВКС в качестве УТС средней подготовки на II-IV курсах лётных училищ.

КБ САТ в 2017 году приступило к проектированию на базе СР-10 тяжёлого ударного БПЛА АР-10 "Аргумент". Согласно техническим данным, "Аргумент" сможет не только наносить авиаудары в качестве штурмовика и поражать корабли неприятеля, средства противовоздушной обороны (ПВО) и бронетехнику, но и перехватывать его беспилотники.

На УЗГА (Екатеринбург) налажено производство лёгких австрийских многоцелевых самолётов Diamond DA42Т, в 2017 году учебным заведениям ВКС поставлено три самолёта. В 2018 году завершатся государственные совместные испытания, в планах на 2018 год - 17 самолётов, в 2019 году - ещё 15. Итого до конца 2019 года будет поставлено 35 самолётов.

Система лётной подготовки пилотов боевой авиации будет выстроена следующим образом: самолёты Diamond DA42Т/Як-152 - первоначальная лётная подготовка курсантов, СР-10 - средняя лётная подготовка на II-IV курсах, и третий этап - Як-130 на выпускном курсе.

Вертолёты

Зарегистрировано совместное предприятие по производству лёгких вертолётов Ка-226Т в Индии. "Вертолёты России" совместно с АО "Рособоронэкспорт" организуют поставки в Индию и локализацию производства в этой стране вертолёта Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц, при этом не менее 140 единиц из них должны быть произведены на мощностях совместного предприятия в Индии.

В 2017 году ВКС получили 12 ударных вертолётов Ка-52 «Аллигатор».

ГТЛК переданы все 29 вертолётов, подлежащих поставке в 2017 году для использования в санитарной авиации. Договор на поставку медицинских вертолётов был заключён в конце 2016 года. Всего было законтрактовано 29 воздушных судов: 6 вертолётов Ансат, 10 Ми-8МТВ-1 и 13 Ми-8АМТ. В следующем году холдинг должен поставить ГТЛК ещё 31 машину.

АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги" получило в течение года шесть новых многоцелевых вертолётов Ми-8АМТ, два из которых оборудованы медицинскими модулями.

В 2017 году в соответствии с государственными контрактами Министерство обороны России и другие госзаказчики получили боевые вертолёты Ка-52, Ми-35М и Ми-28Н, транспортные вертолёты Ми-26, многоцелевые вертолёты типа Ми-8. Впервые были поставлены корабельные вертолёты Ка-226Т и учебно-боевые Ми-28УБ (8 машин).

10 учебных вертолётов "Ансат-У" в ноябре-декабре поступили в учебную авиационную базу Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, дислоцированную в Саратовской области.

* * *
Первые поставки в войска боевого вертолета Ми-28НМ начнутся в конце 2018 года.

Холдинг «Вертолёты России» ГТЛК в рамках международного авиакосмического салона МАКС-2017 заключили соглашение о поставке в 2018 году 30 вертолётов. В соответствии с подписанным соглашением, в 2018 году ГТЛК будут поставлены двенадцать вертолётов Ми-8АМТ производства Улан-Удэнского авиационного завода, а также шесть Ми-8МТВ-1 и двенадцать вертолётов Ансат, производимых на Казанском вертолётном заводе.

Также на МАКС-2017 заключены три контракта с компанией United Helicopters International Group, по которым китайским эксплуатантам в 2017-2018 годах будут поставлены 10 вертолётов. United Helicopters получит 5 лёгких вертолётов Ансат в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС для последующей поставки операторам в Китае.

В 2017 году различным китайским заказчикам поставлены 5 вертолётов Ка-32А11BC. Кроме того, заключены контракты на поставку за рубеж ещё пяти вертолётов данного типа. В рамках подписанных соглашений вертолёты Ка-32А11ВС будут впервые поставлены в Таиланд и Турцию.

Всего в 2017 году поставлено 214 новых вертолётов, в том числе, порядка 100 – в интересах российских силовых структур, из них 72 - Минобороны. Ещё 70 вертолётов в 2017 году были переданы Минобороны после проведения на них капитального ремонта. Более 70 вертолётов - гражданского назначения, которые идут как на российский, так и на зарубежный рынки, 29 вертолётов для санитарной авиации и др.

В 2018 годe запланирована поставка Минобороны РФ порядка 60 новых вертолётов, в том числе более 30 вертолётов типа Ми-8 в рамках оформленных совместных решений о досрочной поставке.

Авиаперевозки

В 2017 году одна компания ушла с рынка и одна компания появилась. Осенью из-за многочисленных длительных задержек рейсов Росавиация с 27 октября ограничила срок действия сертификата эксплуатанта авиакомпании «ВИМ-Авиа». Другая авиакомпания - "Азимут" в сентябре начала перевозки пассажиров из Ростова-на-Дону, а немногим позже - и из Краснодара. На 1 января 2018 года в парке авиакомпании было четыре региональных самолёта SSJ100. В планах "Азимута" на 2018 год - расширение парка ВС и географии полётов.


Тигролёт и Суперджет в аэропорту Внуково

За год российские перевозчики обслужили более 105 млн пассажиров. Ранее максимального значения пассажироперевозки достигли в 2014 году и составили 93,2 млн пассажиров. В 2016 году было перевезено около 88,6 млн человек, в 2017-м рост пассажирских перевозок составил 18,5%.

Международные перевозки по итогам 11 месяцев выросли на 33,4%, из них между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ рост составил 39,4%, между Россией и странами СНГ - 8,5%. Рост перевозок внутри страны составил 10,7%, на местных направлениях количество перевезённых пассажиров увеличилось на 2,3%.

Практически все российские авиакомпании показали рост пассажироперевозок в 2017 году. Пятёрка лидеров по итогам 11 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Аэрофлот - 113,8%
  2. Россия - 141,0%
  3. Сибирь (S7) - 103,7%
  4. Уральские авиалинии - 124,0%
  5. ЮТэйр - 109,1%

Наибольших показателей роста пассажирским перевозкам за январь-ноябрь 2017 г. по сравнению с тем же периодом 2016 года добились следующие компании (в порядке убывания перевезённых пассажиров):

  • Азур Эйр - 161,1%
  • Северный ветер - 195,5%
  • Ред Вингс - 172,5%
  • Роял Флайт - 152,1%
  • Саратовские авиалинии - 158,1%
  • Ай Флай - 178,2%
  • ИрАэро - 159,8%

Снизилось количество перевезённых пассажиров у следующих авиакомпаний:

  • Газпромавиа - 97,7%
  • Комиавиатранс - 74,4%
  • Полярные авиалинии - 95,3%
  • Международный аэропорт "Оренбург" - 84,3%

Аэропорты

Крупнейшим аэропортом России по количеству обслуженных пассажиров является Шереметьево. В 2017 году аэропорт обслужил 40 млн человек. Также в Шереметьево активно продолжается масштабная реконструкция: строится терминал B, к началу ЧМ-2018 по футболу будет сдан в эксплуатацию подземный межтерминальный переход, который соединит Южный и Северный терминальные комплексы. Продолжается строительство третьей взлётно-посадочной полосы. Две существующие ВПП расположены очень близко друг к другу и с учётом требований безопасности полётов не могут одновременно работать на взлёт/посадку. Из-за этого в сложных погодных условиях (снег, туман) в зоне ожидания на посадку скапливается большое количество самолётов. Третья ВПП, которая должна быть запущена к началу футбольного первенства, увеличит пропускную способность аэропорта и ликвидирует очереди из самолётов в воздухе.

В аэропорту Домодедово продолжается строительство терминала Т2 и третьей взлётно-посадочной полосы. Терминал должен начать обслуживание пассажиров к началу ЧМ-2018. После ввода нового сегмента Т2 и с учётом реализации действующего проекта по расширению сегмента терминала Т1 площадь аэровокзального комплекса увеличится почти в два раза - до 500 000 кв. м. Совокупная пропускная способность терминалов Т1 и Т2 составит более 45 млн пассажиров в год. Этот показатель выведет Домодедово в десятку аэропортов Европы и в ТОП-30 аэропортов мира. После ввода Т2 по объёму терминальных мощностей Домодедово станет сопоставим, к примеру, с аэропортом Хитроу (Лондон) и превысит размеры пассажирских терминалов таких ведущих европейских аэропортов как Мюнхен и Цюрих.


Суперджет а/к "Азимут" на перроне нового ростовского аэропорта "Платов"

В конце года запущен построенный с нуля в "чистом поле" новый аэропорт Ростова-на-Дону - "Платов". Базовым перевозчиком нового аэропорта стала авиакомпания "Азимут", которая выполняет полёты в Санкт-Петербург, Новосибирск, Самару и др. минуя Москву. Городской аэропорт Ростова в дальнейшем будет выведен из эксплуатации, а на его территория будет интегрирована в городскую застройку под жильё и социальную инфраструктуру.

На заключительном этапе строительства находится новый терминал аэропорта в Симферополе. В конце кода строители замкнули тепловой контур здания. Ведётся монтаж оборудования, перрона и привокзальной территории. Запуск терминала намечен на конец весны - к началу нового туристического сезона. Также в аэропорту ведётся реконструкция второй ВПП, которая сейчас используется в качестве рулёжной дорожки. Идёт закупка оборудования для радиотехнического обеспечения полётов на 69 млн рублей.

В середине января 2018 года открывается обновлённый аэропорт Саранска. 28 декабря в аэропорту приземлился самолёт авиакомпании S7 Airlines («Сибирь»). 14 января 2018 г. Саранск примет первый регулярный рейс, который выполнит авиакомпания «Победа», затем через два дня - с 16 января, к полётам в столицу Мордовии приступит «S7».

26 декабря 2017 года, состоялась торжественная церемония запуска нового пассажирского терминала Международного аэропорта Красноярск. С 22 декабря пресс-служба аэропорта не использует его прежнее название "Емельяново". Официальных сообщений о смене названия не было.

Фирма Сухого, традиционно известная своими боевыми самолетами, в 2000-е годы решила попробовать себя в секторе гражданской авиации. Так появился Sukhoi Superjet (SSJ-100). Эти самолеты уже эксплуатируются, однако проект будет развиваться и дальше. На вопросы «Ленты.ру» о перспективах развития семейства SSJ-100 ответил заместитель главного конструктора машины Александр Долотовский.

История машины насчитывает уже несколько лет, есть определенная репутация и перспективы. Давайте поговорим о том, почему самолет в итоге стал именно таким, и о том, каким он может стать в дальнейшем. Когда ждать варианты машины увеличенной вместимости и есть ли вероятность выхода на рынок машин меньшей вместимости - на 65-75 мест?

Давайте начнем с конца. Самолет задумывался в самом начале 2000-х годов в иных условиях - дешевая нефть и меньшие эксплуатационные расходы. Предполагалось, что новое семейство сможет закрыть весь диапазон от 60 до 100 мест, однако в дальнейшем ситуация изменилась.

С ростом цен на нефть и повышением расходов в диапазоне до 80 мест стали более выгодными самолеты с турбовинтовыми двигателями. В классе турбореактивных региональных машин, напротив, появился центр притяжения в диапазоне 100-120 мест. Это в итоге привело к выбору в качестве основного варианта RRJ-95 вместимостью в 98 мест и более. Задумались и о создании более вместительной машины.

Самолет SSJ-NG планировался как 130-местная машина с дальностью полета до 5,5-6 тысяч километров. Он должен был решить проблему недостаточной коммерческой загрузки среднемагистральных машин вместимостью 150 и более мест, которые в условиях не слишком высокого российского пассажиропотока значительно проседали в экономической эффективности. При этом при полной загрузке многоместные машины выгоднее - доход с каждого занятого пассажирского места растет быстрее, чем эксплуатационные расходы.

- Почему проект SSJ-NG закрыли?

Мы создаем коммерческую машину для продажи ее на рынке. Дальнейшие изменения экономической ситуации привели к тому, что создать новый самолет нужной стоимости эксплуатации было бы почти невозможно. В итоге в 2013 году проект был заморожен еще на стадии, не требовавшей больших вложений.

Тем не менее размерность от 120 мест и выше по-прежнему интересна, особенно если эта машина будет создана как член семейства SSJ, с той же силовой установкой, близкий по конструкции, эксплуатируемый с тех же ВПП. В эти параметры мы укладываемся, машина будет иметь взлетный вес несколько более 55 тонн. Мы получим семейство, закрывающее диапазон вместимости от 90 до 120 пассажиров.

Это даст авиакомпаниям машину, способную работать на имеющемся пассажиропотоке с полной отдачей, избегая таких сомнительных методов наращивания загрузки как, скажем, сокращение частоты рейсов. Сомнительных прежде всего потому, что это решение само по себе влечет дальнейший спад пассажиропотока: не имея возможности улететь в нужный день, граждане ищут иные варианты - поезд, машина, автобус и так далее.

- На какой стадии находится проект?

В западной идеологии проектирования - это Gate 3, в нашей - создание эскизного проекта. Мы предполагаем, что машина сможет выйти в эксплуатацию к 2020 году, в одно время с серией Е2 разработки Embraer. Рынок региональных машин достаточно емок, по прогнозу он вместит около 3000 машин до 2031 года, и SSJ как один из трех основных игроков наряду с Embraer и С-серией Bombardier может рассчитывать на долю в 600 самолетов. Остальные… Китай, судя по всему, отказывается от развития проекта ARJ-21, который явно «не пошел», японский проект MRJ - узконишевая машина, очень легкая, малой вместимости, для специфического североамериканского рынка региональных перевозок и части внутрияпонских.

У нас есть возможность обеспечить достаточную экономическую эффективность машины на имеющейся платформе с небольшими доработками по планеру и силовой установке, что даст умеренную стоимость как разработки, так и эксплуатации. В принципе подобная доработка стала возможной благодаря исходному удачному выбору параметров машины при создании проекта SSJ.

- Объясните это подробнее.

Мы с самого начала делали самолет, максимально приближенный по идеологии к среднемагистральным машинам семейства А320 - и с точки зрения управления, и с точки зрения ощущений потребителя. Возможно, одним из основных достижений проекта является удачный выбор диаметра фюзеляжа: по удобству для потребителя SSJ примерно аналогичен среднемагистральным машинам, что также очень важно.

Исследования рынка показывают, что если на одной и той же линии работает среднемагистральный самолет и классический малогабаритный региональник, пассажиры предпочитают первый вариант - из-за большего удобства. «Суперджет» дает уровень комфорта по размещению пассажиров и ручной клади в салоне аналогичный среднемагистральной машине, при этом он более компактен - напомню, схема размещения пассажиров в ряду - 3+2 а не 3+3, но ширина прохода, кресел и вместимость багажных полок идентичны среднемагистральным самолетам.

Ключевым моментом идеологической схожести SSJ и машин семейства А320 является подход к управлению, основным способом которого становится выработка и корректировка плана полета, уровень автоматизации и в принципе человеко-машинный интерфейс, исходно и целенаправленно подгонявшийся под А320. В итоге сейчас пилоты, подготовленные на А320 и «Суперджет», могут управлять обоими типами самолетов после минимальной переподготовки.

- Какими были мотивы именно такого выбора идеологии?

Самолет исходно создавался под требования рынка. Мы регулярно знакомили с проектом фокус-группу, в которую были включены представители наиболее уважаемых перевозчиков - как зарубежных, так и наших. Реакция этой фокус-группы показала, что именно эта идеология является наиболее востребованной, что и предопределило наш выбор.

- Проект SSJ создавался в сотрудничестве с Boeing?

Давайте уточним термины: контракт с Boeing предполагал консультирование разработки с их стороны. Если упрощать, то мы в ходе этих консультаций защищали свои решения, отвечая на вопросы, которые Boeing ставил перед командой конструкторов «Сухого». Основной вклад американцев - это не какие-то конкретные технические решения, а изменение менталитета. Напомню: «Сухой» никогда раньше не делал гражданских машин, и Boeing помог нам взглянуть на многие вещи с другой стороны.

- Например?

Другой подход к разработке. Традиционно мы привыкли работать на конкретного заказчика - одну фигуру, что позволяет корректировать по ходу работы и проект, и техническое задание. Подход пришлось менять: мы разрабатываем машину для рынка, при этом очевидно, что понравиться всем невозможно. В итоге мы должны принимать решения, которые с наибольшей вероятностью окажутся приемлемыми для максимального числа участников рынка.

Это стало, в частности, причиной того, почему при консультациях с Boeing мы выбрали европейский подход к проектированию кабины. Американцы, конечно, отстаивали свою идеологию, доказывая преимущества традиционной компоновки кабины со штурвалом (при этом кабина, конечно, «стеклянная», но тем не менее). Мы выбрали путь Airbus, кабина с боковой ручкой - а это важный вопрос, он на десятилетия определяет развитие семейства машин, так как именно этот подход оказался более привлекательным для перевозчиков. Достаточно посмотреть на рыночные доли самолетов семейства А320neo и B-737NG.

- Сейчас, в условиях санкций и импортозамещения, каковы перспективы локализации машины?

Для начала давайте отметим, что «чисто национальных» гражданских самолетов в современном мире больше нет. И если сравнить, то локализация SSJ в России больше, чем у Boeing в США, Embraer в Бразилии и Airbus в ЕС - мы, в общем-то, единственные, кто самостоятельно строит сам самолет, - напомню, что все остальные названные фирмы делают за рубежом существенные части планера.

Локализацию отчего-то любят сравнивать в денежных показателях, что неверно. Сравнивать надо вовлеченность отрасли и затраты в человекочасах, а здесь основная часть приходится на долю именно российских производителей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...