Термы Диоклетиана в Риме – огромный комплекс для водных процедур. Термы диоклетиана, рим Термы диоклетиана богоматерь знамение

Термы Диоклетиана

Термы дали название окнам Диоклетиана

Термы Диоклетиана - руины древнеримских бань рядом с современной площадью Республики в Риме .

Строительство терм началось в году. В году они были освящены в честь Диоклетиана . Бани площадью более 13 га. построены по плану сходному с термами Каракаллы и Траяна . Сооружения вмещали до 3 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.

Термы Диоклетиана в современном виде это площадь Республики (сады), на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , некоторые помещения зани­мает Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano , c г.) с собранием римского и греческого искусства, один из круглых залов перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме , часть еще одного зала расположен между виа Виминале и пьяцца деи Чинквеченто.

Ссылки

Литература

  • Heinz-Joachim Fischer: Rom. Zweieinhalb Jahrtausende Geschichte, Kunst und Kultur der Ewigen Stadt. DuMont Buchverlag, Köln 2001, ISBN 3-7701-5607-2 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Термы Диоклетиана" в других словарях:

    - (лат. thermae, от греч. thermуs тёплый, горячий), в Древнем Риме общественные бани, являвшиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко II в. до н. э. Включали кроме горячей (кальдарий), тёплой… … Художественная энциклопедия

    - [тэрмы], терм, ед. нет (лат. thermae от греч. thermos горячий) (ист.). В древнем Риме бани. Термы Диоклетиана. «В ближайших термах я дал хорошенько умастить свое тело.» Брюсов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Провинциальные термы в курортном Бате, Англия … Википедия

    I Термы (лат. thermae, от греч. thermós тёплый, горячий) в Древнем Риме общественные бани; являлись также общественными, увеселительными и спортивными учреждениями. Как тип здания Т, в основных чертах сложились в период республики ко 2 в … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    Термы - в Др. Риме обществ. бани, являвш. также спортивн., обществ. культурн. и увеселит. учрежд. Т. играли роль клубов, где сосредотач. обществ. жизнь и где граждане Рима проводили значит. часть времени. Возникли во 2 в. до н.э. (Стабианские Т … Древний мир. Энциклопедический словарь

    - (thermae, Jermai) у древних римлян первоначально естественныеисточники теплой и горячей воды, а также простые холодные и теплые бани(balineae, balneae), содержавшиеся, по видимому, частными лицами,впоследствии же, в эпоху императоров, обширные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Античные. В Кносском дворце на Крите, относящемся к бронзовому веку (1 я половина II тысячелетия до н.э.), имелись переносные ванны из глины для ног или сидячие, а также по меньшей мере один каменный бассейн для омовения ног путников. Большое… … Энциклопедия Кольера

    - (thermae, θέρμαι) у древних римлян первоначально естественные источники теплой и горячей воды, а также простые холодные и теплые бани (balineae, balneae), содержавшиеся, по видимому, частными лицами, впоследствии же, в эпоху императоров, обширные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Термы - (от греч. thermos теплый, горячий) античные бани в классической Греции при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось все население города. В Риме т. возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни: здесь … Античный мир. Словарь-справочник.

И термами Траяна .
1.


Так выглядели термы на макете.
2.

Макет достаточно точно соответствует плану терм, изображенному на старинной гравюре.
3.

Сооружения терм вмещали до 3200 человек; сады были украшены фонтанами и павильонами. Водоснабжение терм осуществлялось через акведук Марция .
4.

Также было роскошным и убранство терм: облицовка мрамором, уникальные мозаичные полы, галереи со статуями богов и журчащими фонтанчиками.
5.

Термы выполняли функции не только бань, они служили местом отдыха, общения, очагом культурной и общественной жизни города. Вход в них разрешался всем свободным гражданам. На территории комплекса были разбиты сады с павильонами, фонтанами, мраморными скульптурами, здесь же находились залы для собраний, амфитеатр, библиотека и гимнастический зал.
6.

Термы Диоклетиана в современном виде - это площадь Республики , на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , некоторые помещения занимает Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства. Один из круглых залов терм перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме .
Часть развалин в 1889 году была перестроена под музей.
7.

Термальное, или Диоклетианово, окно - окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения - центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана. В эпоху Ренессанса великий итальянский архитектор Андреа Палладио возродил термальные окна, переработав античную форму в так называемое венецианское окно. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников.
8.

Площадь Республики
До 1950-х годов площадь назвалась Экседра. Это название до сих пор употребимо среди местных жителей. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана - полукруглой глубокой ниши с полукуполом. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887-1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха . На площадь выходит фасад церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году.
9.

Фонтан наяд [41.9030117N 12.4984825E ]
В последнем десятилетии своего понтификата Папа Пий IX заказал и финансировал реконструкцию древнего акведука Марция, который был сильно поврежден готами в шестом веке, и с тех пор остался неиспользованными. Строительство нового акведука было поручено в 1868 году компании "Acqua Pia Antica Marcia SpA", которая была долгое время одним из основных поставщиков водоснабжения города. Завершиться акведук планировалось большим фонтаном. Первый вариант фонтана был построен в 1870 году немного не в том месте, где он находится сейчас. Это был простой большой круглый бассейн, из которых выбивалось большое количество струй воды, направленной к центру. Композиция завершалась пятью вертикальными струями воды, причем центральная гораздо более высокая. Несколько лет спустя, в 1888 году, архитектор Алессандро Геррири полностью изменил внешний вид фонтана. Он стал состоять из трех концентрических круговых чашек на разных высотах, размещенных на восьмиугольном основании. Была попытка установить четырех львов, но она не увенчалась успехом, и проект был оставлен. Следующий проект работы скульптора Марио Рутелли , был построен и открыт в 1901 году. Фонтан наяд украшали четыре обнаженные женские фигуры из бронзы, изображающие наяд: Нимфа озер, держащая лебедя, Нимфа рек, лежащая на монстре рек, Нимфа подземных вод, лежащая на спине дракона, и Нимфа океанов верхом на морском коньке.
11.

В 1912 году, наконец, фонтан получил свой окончательный внешний вид с установкой в центре группы Глауко - обнаженной мужской фигуры, захватывающей дельфина и символизирующей владычество человека над естественной силой. Изо рта дельфина выходит центральная струя фонтана. Полностью работа была открыта в 1914 году.
12.

Национальный музей Рима [41.9030157N 12.4984127E ]
Национальный римский музей был открыт в 1889 году. В состав национального римского музея входит Музей терм, в котором хранится коллекция известных античных скульптур: "Трон Людовизи" , "Дискобол" , "Кулачный боец" , "Галл, убивающий свою жену" и многие другие, ранее находившиеся в термах Диоклетиана и Каракаллы.
14. Вход в музей

Музей располагает на сегодняшний день одним из богатейших собраний античной скульптуры. В залах античных терм Диоклетиана представлены коллекции надписей и скульптур.
16.

19. Коллекция античных масок

Сад музея
21.

На территории терм перед входом в музей также можно увидеть несколько весьма оригинальных скульптур.
31.

В залах музея выставлено множество древних скульптур, надгробий, масок и других древних экспонатов.
34.

Большой клуатр
40.

В центре большого клуатра среди зеленых насаждений что-то высматривают различные животные.
43.

Малый клуатр
45.

Национальный римский музей сегодня - комплекс из пяти объектов, посвящённых римской истории: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс, Крипта Бальби и Музей Палатино. Этот музей считается одним из лучших по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. По одному входному билету можно посетить 4 объекта: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, крипта Бальби. Действует билет 3 дня.
46.

В 1563 году, по распоряжению папы, Микеланджело провёл реконструкцию развалин центрального зала бань. Развалины были превращены в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели. Церковь очень интересная, с углубленным изучением астрономии. Ей будет посвящен отдельный пост, который опубликую в ближайшее время.
47.

Сан-Бернардо-алле-Терме [41.9036226N 12.4944699E ]
Сан-Бернардо-алле-Терме - монастырская церковь ордена цистерцианцев , посвящённая св. Бернару . Изначально здание церкви, возможно, служило сферистериумом (залом для игры в мяч), входящим в состав терм Диоклетиана. В 1593 г. этот участок земли купила племянница папы Юлия III и пожертвовала на постройку монастыря. Его строительство продолжалось до 1598 года, перестройка церкви была завершена в 1600 году.
48.

Строение купола церкви сходно с Пантеоном , однако значительно меньше в диаметре (всего 22 м).
49.

С 1670 года церковь является титулярной , в этом же году проводились первые реставрационные работы: обновлено внутреннее убранство, встроен орган, улучшен хор, на фасаде появилась фреска, изображающая св. Бернара. Последняя реставрация проводилась в 2000 году. В нишах церкви находятся 8 статуй святых работы Камилло Мариани .
50.

51. Главный алтарь

Алтарь св. Бернарда Клервоского
Алтарь св. Бернарда Клервоского пышно украшен скульптурами с древними зелеными колоннами. Алтарная картина "Видение святых, которые пролетают в экстазе, чтобы встретить Иисуса, снимаемого с креста" итальянского художника Джованни Одацци заменила другой холст кисти Томаса Лаурети.
52.

Алтарь св. аббата Роберио
Алтарь св. аббата Роберио, воспитанника Святого ордена цистерцианцев, оформлен аналогично алтарю св. Бернарда. На картине кисти Джованни Одацци изображена Богородица с младенцем, св. Иоанном, св. Иосифом и св. Роберто. Мадонна надевает на палец кольцо, символ защиты и преданности.
53.

Захоронение Иоганна Фридриха Обербека , лидера назарейцев , художника, графика и иллюстратора.
54.

Кроме того, совсем рядом с термами Диоклетиана можно увидеть пару достопримечательностей.
Обелиск Догали [41.9021613N 12.4974632E ]
Это один обелиск из двух, привезенных из Гелиополиса. Второй теперь установлен в садах Боболи во Флоренции. Изначально монумент был привезен в храм Исиды в Риме. Найден в 1883 году Родольфо Ланциани около Санта-Мария-сопра Минерва . В настоящее время памятник посвящен в честь битвы около Догали . Место расположения современного обелиска сменилось с площади перед вокзалом Термини на нынешнее в 1924 году.
55.

Статуя Иоанна Павла II работы Оливьеро Райналди под названием Conversazioni (разговоры) установлена 18 марта 2011 г. . За "спиной" памятника центральная автобусная станция Рима (станция Термини).
56.

Напоследок для лучшего понимания предлагаю посмотреть видео с трехмерной моделью древних терм Диоклетиана.

Термы Диоклетиана. О популярности терм в древнем мире свидетельствует тот факт что, например в знаменитых термах Диоклетиана, могли мыться около 3 500 человек.

Использование термов для гидротерапии было известно в Средиземноморье с древнейших времен. В частности, термальными водами пользовались греки. Об этом свидетельствует масса археологических находок, литературных и научных доказательств. Купания в горячих водах ценились греками прежде всего потому, что они верили их божественное начало. Не случайно в районах термальных источников строились храмы, такие как храм Аполлона в Дельфах или храм Олимпа. Несмотря на то, что древние народы ошибались насчет происхождения термальных источников, но в одном они оказались правы: вода из них действительно положительно влияет на организм человека. Достоинства горячих источников и минеральных вод в своем трактате «Использование жидкостей» восхвалял Гиппократ.




До наших дней термы Диоктетиана дошли в достаточно сохранном виде, подвергшись, правда, реконструкции в 1566 году. Один из круглых залов перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме

Жизнь человека немыслима без воды. Вода является источником живительной влаги, с ее помощью мы готовим пищу и главное - после тяжких трудов совершаем омовение, которое приносит нам свежесть, здоровье и бодрость телу.С достоверностью трудно сказать, кем, когда и при каких обстоятельствах была придумана первая баня. Подробное письменное описание, посвященное баням, составил древнегреческий историк Геродот Галикарнасский в 5 веке до н. э. Он предполагал, что первые бани возникли у разных народов почти одновременно.Одними из первых, кто ввел культ бань, были египтяне. Эти бани выступали в качестве лечебных учреждений, так как в Древнем Египте многие болезни лечили с помощью воды. В египетских папирусах приводится множество рецептов, помогавших женщинам и мужчинам избавиться от признаков старения. Бани выступали главным средством омоложения и оздоровления. Греки в свою очередь переняли многие конструкции по устройству бань.


Греческие бани в начале возникновения имели название «лаконикумы» , от города Лаконика, откуда и распространились банные процедуры по всей Греции.

Нельзя не отметить в нашем рассказе большого поклонника бань Ирода - царя Иудеи. Его самым известным строением стал построенный в Масаде Северный дворец. Бани Масады были отделаны мозаикой и мрамором и поражали своей роскошью. Состояли они из комнаты для переодевания, комнаты с бассейном (она же и называлась прохладной комнатой), теплой комнаты и горячей парилки (калдарий) с двойным полом. Устройство самого помещения калдария чем-то напоминало современную финскую сауну. Также у царя была специальная комната для умащения тела целебными маслами и благовониями.


В древнем Риме бани возникли по греческому образцу бани, называли их термами (античная баня в Греции, при больших домах). Первые Термы в Риме выстроил император Агриппа (25-19 г.г. до н.э.) и передал их в пользование римскому населению.

А Римский император Андриан в свою очередь сделал культуру посещения терм массовыми. Он был родоначальником не только массового строительства общественных бань, но и основоположником типового строительства общественных зданий. Методы и системы отопления в его термах до сих пор вызывают восхищение современных специалистов. Системы подачи воды разной температуры для бассейнов поражает сложностью. О популярности терм в древнем мире свидетельствует тот факт что, например в знаменитых термах Диоклетиана, могли мыться около 3 500 человек.


Руины Терм Диоклетиана

Но если греки были одним из первых народов, оценивших горячие источники, то римляне стали теми, кто прославил это средство отдыха и лечения. Сделали это предки современных итальянцев посредством массового строительства общественных термов. Так, только в Риме число общественных и частных купален превышало 800 штук. Вообще, римляне старались строить темы везде, где обнаруживали термальные источники.



Термы Каракаллы

Самыми известными термальными строениями, дошедшими до наших дней являются термы Каракаллы и термы Диоклетиана. Взглянув на эти строения, несложно представить, как в купальнях отдыхали известные личности: Плиний Старший, Катулл, Витрувий, Тибулл, Тит Ливий, Гораций, Марциал и другие видные деятели. Последний, кстати, посвяти термам ряд своих эпиграмм. Примечательно, что несмотря на названные выше громкие имена, стоимость посещения купален была не очень большой. Так что они были доступны для всех жителей Римской Империи.

Термы Диоклетиана - это сооружение, которое архитектурно повторяет формы целого города. Оно было возведено в Древнем Риме и выполняло функцию бани. За один раз там могло поместиться 3 200 человек.

Диоклетиан, как один из древнеримских императоров, мечтал радовать своих гостей роскошными празднествами. Именно здесь, в конце III века н.э. были сосредоточены увеселительные мероприятия, богатые пиры и совершенно любые развлечения, какие можно было себе придумать. А для любознательных можно было пообщаться в библиотеках, которые располагались тут же.

Термы Диоклетиана были выстроены таким образом, что в любой день вода нагревалась теплыми лучами солнца, а там, где нужно было оставалась холодной. До VI века здесь функционировал легендарный древнеримский водопровод, пока он не был разрушен готами.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме. Расположена на площади Республики.

Позже на развалинах здесь была основана церковь Санта Мария дельи Анджели. Термы реконструировали в 1563 году по приказу папы. Всеми работами руководил Микеланджело. Кстати, ему тогда было 87.

Католическая церковь с ее высокими в то время нравами на руинах древнеримской бани, где народ предавался всем возможным грехам, от распития вин до любовных игрищ - вот это действительно ирония.

Об оздоровительном эффекте термальных источников говорили и римские медики, в том числе Гален, Плиний и Цельс. Они пытались обнаружить связь между заболеваниями и химико-физическими свойствами вод из термальных источников.

После падения Римской Империи многие ее структуры стали приходить в упадок. Естественно, это коснулось и термов, так как укреплявшееся христиантсво негативно относилось к этим местам, считая их неподобающими.


В средневековье термальные источники использовались только с лечебной целью. А в XIII веке началось их научное изучение. Свойствами и качествами воды интересовались многие ученые: Микеле Савонарола, Пьетро д ‘Абано и Пьетро да Эболи. Последний в одном из своих трактатов подробно описал целительные возможности 35 термальных источников в окрестностях Поццуоли. Постепенно из центров лечения термальные источники стали вновь приобретать статус центров отдыха и светской жизни, обрастая городами-курортами. Представители высших слоев общества Италии проводили на термальных источниках целые дни.



План Нолли, на котором запечатлены термы Диоклетиана

Современная популярность термальных источников в послевоенные годы стала вновь набирать силу. Признание реального оздоровительного эффекта термов позволило включить их в общенациональную санитарную систему и тем самым расширить способы лечения для всего населения.

источники
http://blog.design-class.com.ua
http://www.uadream.com

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano ) были построены между 298 и 306 годами, став венцом творения инженерной мысли своего времени, и представляли собой колоссальный термальный комплекс площадью более 13 000 кв. метров, крупнейший из когда-либо существовавших в Риме. По преданию, их возведением занимались осужденные на смерть христиане.

Термы занимали пространство между , Виминалом и . Их размеры можно оценить, пройдясь вокруг объектов выстроенных на их месте. Это , базилика , Национальный Римский Музей, базилика . Главный вокзал Рима, Термини, тоже назван в честь терм Диоклетиана.

Сооружения терм располагались огороженной искусственной платформе. Они включали в себя фонтаны, павильоны, библиотеки, залы для собраний. В центре комплекса находились сами бани, построенные по ставшему к тому времени стандартным плану - центральной осью с симметрично расположенными помещениями.


1 — Кальдарий, 2 — Тепидарий, 3 — Фригидарий, 4 — Бассейн, 5 — Палестры, 6 — Главный вход, 7 — Экседра

Простые, покрытые штукатуркой «под мрамор» фасады терм оживлялись скупыми мозаичными панно у входов. Такая простота декоративной отделки и постепенное нарастание объема к центральному залу подчеркивали грандиозность комплекса и отличали его от культовых сооружений. Отсутствие криволинейных помещений, а следовательно, и разнообразия форм интерьеров - это влияние Востока.


Термы Диоклетиана вмещали в себя более 3000 посетителей одновременно. Здесь было 3000 индивидуальных ванн и три бассейна с чистейшей водой. Холодные ванны располагались во фригидарии, теплые - в тепидарии, а горячие - в кальдарии. Самое горячее помещение - лаконик - использовалось, в основном, больными. Жар создавался огнем под полом, поддерживаемым рабами. Для нагревания воды также использовалось солнечное тепло. Вода поступала через отвод от акведука Марция.

Термы были открыты для всех жителей, в том числе для женщин и детей, и совершенно доступны по цене. Но даже скромная плата за вход зачастую покрывалась щедростью императора или какого-либо богатого человека, бравшего на себя стоимость посещения бань гражданами на срок от одного дня до года.


Посетители приходили в термы не только мыться. В их стенах устраивались всевозможные развлечения, пиры и другие мероприятия. Здесь, например, находилась библиотека, в которой проходили философские диспуты, а в гимнастических залах можно было заниматься спортивными играми и физическими упражнениями. Помимо этого, здесь просто можно было получить тепло зимой и прохладу летом.

Комплекс функционировал до 6 века и начал приходить в запустение и разрушаться с приходом готов, перекрывших акведуки для лишения римлян воды. И только в 16 веке под руководством великого 87-летнего скульптора и архитектора Микеланджело на руинах тепидария, с сохранением его стен, была построена базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири, названная так в честь христианских мучеников, погибших при возведении терм.


Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири

Ряд помещений терм стал частью музея, а один из круглых вестибюлей преобразовали еще в одну базилику — Сан Бернардо алле Терме. Остатки другого такого вестибюля можно увидеть между улицей Виа Виминале и Пьяцца деи Чинквеченто.


Базилика Сан Бернардо алле Терме

Решение о создании Национального Римского Музея было принято в 1889 году. Его отделение в термах Диоклетиана было задумано для ознакомления с началом римской истории. Экспозицией музея являются сами стены терм, античные скульптуры, предметы быта, оружие древних римлян, этрусков и других населявших Апеннинский полуостров народов. Самые редкие экспонаты - саркофаги античного и христианского Рима. Обширный эпиграфический раздел демонстрирует возникновение и развитие латинского языка на различных носителях периода 8 века до н.э. — 4 века н.э.

Руины древнеримских бань – термы Диоклетиана – были возведены в далеких 298–305 годах нашей эры. В современном Риме эти старинные термы относятся к . Кроме бань музей включает в себя еще три объекта, расположенных отдельно: , крипта Бальби и .

История терм Диоклетиана

Римский император Гай Диоклетиан хотел построить самые большие термы, с которыми не могли бы сравниться никакие другие. Так появились бани, общая площадь которых вместе с садами занимала около 13 гектар.

С 537 года, после разрушения акведука остготским королем Витигесом, термы больше не функционировали по назначению.

В 1563 году, по поручению императора Пия IV, Микеланджело провел масштабную реконструкцию Диоклетианских терм. Так кальдарий терм был перевоплощен в церковь, посвященную Богородице, ангелам и мученикам. Было сооружено здание монастыря картезианцев. Благодаря столь усердной реконструкции эти древнеримские термы сохранились до наших дней намного лучше, чем другие.

Термы Диоклетиана могли одновременно вместить до 3 тысяч человек. Очень обширные сады украшали фонтаны и павильоны. На территории были залы для проведения собраний и спортивных упражнений, работала библиотека.

Музей в термах Диоклетиана

С 1889 года в термах расположена коллекция римского и греческого искусства . В целом, есть на что посмотреть и чем восхититься.

В музее терм вы увидите не только шедевры Микеланджело, воплощенные в жизнь в церкви и монастыре, но и старинные статуи, саркофаги, рельефы, алтари, гробницы и много другого.

Как доехать

Термы Диоклетиана в Риме расположены рядом с площадью Республики. Напротив главного вокзала Рима Термини.

Время работы : Музей-термы можно посетить со вторника по воскресенье, с 9:00 до 19:30. Стоимость билета составляет 7 евро. Лицам от 18 до 25 лет – 3,5 евро. В первое воскресенье каждого месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный. В стоимость билета включено посещение остальных объектов Национального музея Рима. Билет действителен 3 дня.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...