Тайны Древнего Египта на набережной Фонтанки: история создания и мифы Египетского моста. Кризисная сенсация: во всем виноваты… сфинксы Сфинксы на парадной набережной

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта исоединяет Покровский и Безымянный острова. Это однопролетное металлическое сооружение длиной 53,3 метра (длина по задним граням устоев) и шириной 27,6 метров.

Трасса моста пересекает реку наискосок, его продольная ось относительно набережной Фонтанки отклоняется от перпендикуляра на 20°.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие цепной Египетский мост.

У въездов на гранитных постаментах установлены обелиски, служащие торшерами для шестигранных фонарей. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой. В декоре использованы позолоченные розетки — символы бога солнца Ра. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

История моста

Египетский мост (бывш. Новый цепной: с 1828 г., Египетский цепной: 1836-1882 гг., Временный Египетский мост: 1917 г.) — мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Название моста происходит от его своеобразного оформления.

Египетский мост являлся одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX века. Автором проекта были инженеры В. фон Треттер и В.А. Христианович. Мост сооружен в 1825-1826 гг. В архитектуре моста отразился характерный для XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части моста были украшены орнаментами из иероглифов, а по обе стороны моста на въездах были установлены чугунные фигуры сфинксов (скульптор П.П. Соколов). Скульптуры сфинксов отлиты на заводе Берда. Они были окрашены в желтый цвет. Металлические части моста были украшены в коричневый цвет, под бронзу. Устои сложены из бутовой кладки на деревянном свайном основании, облицованы гранитом. Архитектурные детали у сфинксов и решеток были вызолочены.

Проезжая часть — деревянная, была подвешена на 3-х металлических цепях, две по краям, а одна посередине моста. Тротуары устроены на консолях за пределами крайних цепей, а цепи едва касались середины настила. Египетский цепной мост прослужил 79 лет, на протяжении которых производились неоднократные ремонты.

20 января 1905 года закончилось существование Египетского цепного моста — он обрушился. Остались только сфинксы. По рассказам очевидцев, в этот день по мосту в одном направлении проходил эскадрон Конногвардейского полка, а в противоположном — 11 саней с возницами. Причиной обрушения послужила чувствительность цепных мостов к динамическим нагрузкам и отсутствие в то время качественных сталей для изготовления цепей. После катастрофы временно был сооружен девятипролетный деревянный балочный мост вблизи Усачева пер. (ныне пер. Макаренко), который неоднократно ремонтировался и просуществовал до постройки нового Египетского моста.

В 1954-1955 гг. по проекту инженера Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского был построен однопролетный металлический мост двухшарнирной рамной системы. "Ноги" рамы — железобетонные, а ригель металлическая балка переменной высоты. Устои массивные, бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Проезжая часть — железобетонные плиты, уложенные по металлическому ригелю, включена в совместную работу с ригелем. Устои и "ноги" рамы облицованы гранитом.

На въездах на мост установлены гранитные обелиски с фонарями. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

В 1979 г. было установлено железобетонное парапетное ограждение проезжей части, в 1988 г. оно заменено на гранитное.

В 2002-2004 гг. произведена реставрация 4-х фонарей.

В 2006 г. произведено покрытие золотой краской элементов декора фасада, реставрация трех сфинксов.

Дополнительная информация

Интересно, что, когда в 1825 году на заводе Берда отливали фигуры сфинксов, были также изготовлены две пробные копии. В начале XX века их приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом, и установил у своего дома. В 1960-х годах по инициативе П.П. Степнова, главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»), сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.



Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.



20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».



Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.



Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.



Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.



Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.



А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».
Многие места в Петербурге изменились до неузнаваемости, вспомнить их первозданный вид помогут

Цепной через Фонтанку c высокими чугунными воротами, украшенными иероглифами, был сооружен в период повышенного интереса к истории и культуре Древнего Египта в XIX веке. По обеим сторонам размещались четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. Соколова. В таком виде мост существовал вплоть до своего обрушения в начале XX века.

Проект нового моста принадлежит архитекторам П. Арешеву, В. Васильковскому и инженеру В. Демченко. В оформлении ограды моста также присутствуют египетские мотивы, его украшают чугунные обелиски с фонарями.


От старого сооружения остались фигуры сфинксов на гранитных постаментах

История создания

Первым цепным висячим мостом, предназначавшимся для проезда экипажей, был Пантелеймоновский. По подобию этого изящного и элегантного моста в августе 1825 года началось строительство проезжего моста через Фонтанку, названного Египетским , авторами которого стали В. Христианович и Г. Треттер.

Однопролетный мост поддерживался тремя рядами цепей и был декорирован древнеегипетскими изображениями. Для более полной стилизации у въездов установили скульптуры сфинксов с небольшими фонарями над головами.


Спустя 79 лет Египетский мост неожиданно рухнул. Обрушение произошло 20 января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон конногвардейского полка, навстречу которому двигались 11 саней с возницами.

Ремонт сооружения

Вместо рухнувшего моста уже в апреле 1905 года возвели деревянный балочный мост. Временная конструкция неоднократно ремонтировалась, также создавались проекты постоянного моста, регулярно поднимался вопрос о его строительстве. В 1956 году был возведен новый однопролетный мост длиной 53,3 метра, шириной 27,6 метров, наискосок пересекающий Фонтанку и довольно органично вписывающийся в общую панораму.


Египетский мост не является разводным

Легенды старого моста

С обрушением моста связано несколько легенд. Одна из них гласит, что в доме на Фонтанке, из окон которого открывался вид на мост, жила девушка Мария, некогда обманутая офицером конногвардейского эскадрона.

Увидев, как мост переходит его полк, она воскликнула в сердцах: «Чтоб вам, военным, провалиться!», после чего мост рухнул на дно реки, а Марию прозвали Египетской.

Другая легенда связана с тем фактом, что мост облицовывался гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов . Ходили слухи, что тот гранит взяли с мест древних капищ, и это прогневало богов.


Цепи, удерживающие мост, часто скрипели, издавая заунывные звуки, но люди считали, что это сфинксы поют свои погребальные песни. Им часто приписывали мистическую силу и обвиняли в крушении моста.

Жители города считают, что если удастся, проходя через мост, не останавливаясь, по часовой стрелке окинуть взглядом позолоченные уборы на головах всех четырех сфинксов, то в ближайшее время можно ожидать поступления денег, а для того чтобы получить удачу в любви, нужно потереть лапку сфинкса.

Мосты рядом

Рядом с Египетским мостом расположены Обуховский, Измайловский, Красноармейский, Английский, Старо-Калинкин и Галерный мосты.

Обуховский мост

Красноармейский мост

Измайловский мост

Все эти мосты можно увидеть, прогуливаясь вдоль набережной реки Фонтанки

Старо-Калинкин мост

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта, соединяя Покровский и Безымянный острова.

Метро

Балтийская

Как добраться

Пересечь набережную Обводного канала и идти прямо по Лермонтовскому проспекту до набережной Фонтанки. Автомобилисты могут припарковаться вдоль Фонтанки.

  • Египетский мост стал одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX в. Всего их было шесть, до наших дней сохранились пешеходные Почтамтский, Банковский и .
  • Интересно, что за год до крушения, мост ремонтировался в 1904 году, а в начале января 1905 года там проводились укрепительные работы. Достоверная причина крушения моста осталась невыясненной. Высказывались различные предположения, например, что конструкция не выдержала колебаний ритмичного шага военных, создавшего резонанс. Однако очевидцы утверждали, что военные проезжали мост на лошадях.
  • По другим версиям, мост обрушился из-за наличия полостей в конструкции, а также некачественной стали цепей, которые не выдержали огромного веса и динамической нагрузки.
  • При отливке в 1825 году фигур сфинксов на заводе Берда, были изготовлены две пробных копии. Их приобрел купец Галактионов в начале XX века и установил около своего дома на улице Верейской. Впоследствии, в связи с переездом владельца, их переместили на Можайскую улицу, а в 1971 году установили на набережной Малой Невки около Каменноостровского моста.

Он соединяет две части Лермонтовского проспекта, проходящие над рекой. И пусть он не находится в самом историческом сердце города, стоит выделить время на его осмотр, так как история его создания и его служения городу уникальна и поучительна.

История создания Египетского моста

Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах. Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.


Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.

В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.


К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования. Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.

Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.


Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.

Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.

Торжественное открытие движения по Египетский мосту в Санкт-Петербурге, было назначено на 25.08.1826 года. Он получился почти 55 метров длиной, 11 метров шириной. Иногда его еще называли «поющим мостом» из-за лязга цепей, возникающего при ходьбе по мосту.

Крушение в 1905

Трагическое и вызвавшее неоднозначную реакцию в народе событие произошло морозным январским днем 1905-го года. 20 января египетский мост в Петербурге рухнул, не выдержав нагрузки от проходящего по нему полка кавалеристов.

В момент крушения на него также заехала колонна из одиннадцати саней. На такую нагрузку, конструкция, по-видимому, рассчитан не была, цепи оборвались, и все находящиеся на тот момент люди упали в Фонтанку.


Пресса говорила о том, что представители высших военных чинов, возглавлявшие полк, успели дойти до берега, тогда как основания часть кавалеристов, а также одна случайная женщина с ребенком – нет.

Событие произошло около 12:30, а уже к 14:00 всех пострадавших доставили на берег и оказали необходимую помощь. По официальной версии, крушение моста не привело к гибели людей.

Это событие было встречено жителями Петербурга с определенной долей недоверия. К тому же Египетский мост ремонтировали за год до события, в 1904 году, и проводили укрепительные работы незадолго до самого крушения – я начале января.

По результатам расследования пришли к выводу, что причина обрушения кроется в низком качестве используемого при строительстве металла. Он оказался хрупким, и имел полости.

Это событие стало классической иллюстрацией силы резонанса, применяющейся по сей день на уроках физики в школах. Предположительно, кавалерийский полк, маршируя в одну ногу, создал настолько сильный резонанс, что опоры моста не выдержали.


Сейчас попадая на мост военным отдается приказ маршировать не в ногу, чтобы не рисковать. Есть и противники этой версии. Резонанс вполне мог быть причиной создания повышенной нагрузки, но свидетели говорят о том, что значительная часть полка передвигалась верхом, то есть ни о какой ходьбе в ногу речь не шла.

Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге

В любом случае конструкторы пришли к выводу о необходимости дополнительных проверок с целью не допустить больше таких аварий. Цепи в подобных конструкциях было решено заменить гибкими многопроволочными канатами, которые способны выдержать огромную нагрузку. Такая тактика строительства подвесных мостов начала внедряться уже в первые годы XX века.


Мост обвалился полностью. Единственным, что уцелело, были мостовые устои, выполненные из гранита, и стоящие на пьедесталах сфинксы. Его не спешили восстанавливать, но требовался проезд через реку.

Поэтому сразу же, в 1905 году, в районе переулка Макаренко построили деревянный мост. Однако он не прижился и был очень неудобный для проезда.

Для того, чтобы попасть на этот мост было необходимо выезжать с широкого Лермонтовского проспекта на очень узкую набережную. Проект нового Египетского моста никак не получить одобрение властей города. По одной из версий, за период с 1905 по 1913 год было разработано и предложено 17 вариантов, однако ни один не был реализован. Наступили сложные времена – началась Первая мировая война, по окончании которой разразилась Революция.

Новый Египетский мост в Петербурге построили только в 1954-1956 годах. В эксплуатацию его сдали 30.12.1955, разобрав деревянную временную переправу в следующем году. Архитекторы сохранили фигуры сфинксов на мостовых, присоединив к ним еще обелиски в виде торшеров.

В 1989 году в результате ДТП одна из фигур сфинксов оказалась в реке. Ее достали и вернули на прежнее место. В дальнейшем скульптуры реставрировались повторно в 2004 году. Новый мост получился 44 метра длиной и 27 метров шириной.

Мифы и легенды

История с обрушением подвесного Египетского моста в воду спровоцировала рост многих мистический версий объяснения. Существуют даже городские легенды об этом событии. Так, по одной из них, между молодой жительницей Санкт-Петербурга, проживающей неподалеку от моста, и военным офицером был роман. Но офицер повел себя непорядочно, обманул девушку. И тогда она обозлилась. Однажды, увидев проезжающий по мосту полк из окна своего дома, она громко крикнула «Чтоб вам всем провалиться на месте!», что сразу же и произошло.


Многие также обвиняют в аварии сфинксов. Скульптуры были сделаны на месте. Они никогда не имели никакой связи с Древним Египтом, но простые люди одаривали их самыми различными сверхъестественными способностями. Люди считали, что мост не просто «поет» из-за скрипящих цепей, а поют сами сфинксы, причем исключительно погребальные песни.

Конструкция

Новая переправа не была создана по подобию старого. Основной целью нового Египетского моста в Питере было соединить два берега реки Фонтанки, при этом оставаясь легкой и не затратной конструкцией. Но совсем отойти от применения мотивов Древнего Египта новые архитекторы не решились. В дизайне использовались украшения лавровыми венками и цветами лотоса. Также сохранились сфинксы, что и позволило оставить прежнее название.


Последнюю реконструкцию чугунных сфинксов провели в 2004 году, обнаружив первоначальный слой позолоты на их головах. Скульптуры были сильно повреждены, во многих местах имелись трещины. Все отпечатки времени удалили, скульптуры снова позолотили. На сегодня сфинксы относятся к старейшим памяткам культуры Санкт-Петербурга.

Как добраться?

Быстрее всего добраться к Египетскому мосту в Санкт-Петербурге можно от станции метро «Балтийская». Нужно выйти на этой станции и проследовать на Обводный канал. Оттуда свернуть на Лермонтовский проспект, по которому нужно пройти еще минут 10-15. Вдали появятся очертания известных зеленых обелисков под светом фонарей, и там же – фигуры сфинксов, охраняющих вход на мост.

Если есть немного свободного времени и желания пройтись, также можно выйти на станции «Технологический Институт», оттуда перейти на 1-ю Красноармейскую, а затем свернуть на проспект Троицкий. Так можно будет по дороге посмотреть Троицкий собор Санкт-Петербурга.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 151-153.

Достопримечательности рядом

По дороге к Египетскому мосту туристу выдается возможность отдохнуть немного, прогулявшись по таким известным питерским паркам, как Юсуповский или Измайловский сады, посетить усадьбу Г.Р. Державина. Если ехать до станции метро «Технологический Институт», то в шаговой доступности будет также океанариум Санкт-Петербурга.

Египетский мост – является настоящим украшением города, одним из знаковых мест Петербурга. Для некоторых он служит в качестве примера, говорящего о том, что все новое, лучше несколько раз проверить до введения в эксплуатацию. Для других – это мистический путь над рекой, охраняемый экзотическими творениями. К какой из категорий принадлежать, возможно решить лишь посетив эту достопримечательность Санкт-Петербурга.

В 19 веке в Европе вошли в моду цепные мосты. Кроме того, весь мир увлекался в тот момент Египтом, его культурой и древней историей.

Санкт-Петербург, не желая отставать от европейских тенденций, тоже захотел получить свой Египетский мост, правда перекинули его очень далеко от центра, в самом конце реки Фонтанка.

Архитекторы Христианович и Треттер оформили его в древнеегипетском стиле.

Разумеется, как назвать переправу, в градостроительном департаменте Петербурга споров не было.

По проекту установили чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами и орнаментами. Таким же узором украсили все архитектурные элементы – ограду, колонны, карнизы. И, конечно, не обошлось без сфинксов.

Четыре чугунных статуи, изображавшие мифических животных, были установлены на обеих набережных Фонтанки.

Головы сфинксов венчали шестигранные фонари. Основной пролет держится на цепях.

Есть мнение, что расположение такого пышного моста вдали от центральной, парадной части города, вызвано помещавшимися неподалеку армейскими казармами. Наверное, такой исторической ассоциацией власть хотела добавить солдатам и офицерам патриотизма и благоговения. Так это, или нет, с уверенностью уже никто не скажет. Скорее всего, мост был просто данью моде.

Египетский мост простоял до начала 20 века и в 1905 году, во время первой революции, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон, внезапно обрушился.

Считается, что старые конструкции вошли в резонанс, вызванный четким шагом военных, и не выдержали слишком сильных колебаний.

Это было всего лишь предположением, но оно получило большие последствия.

Во-первых, случай вошел в школьные учебники истории, как наглядный пример последствий резонанса.

Во-вторых, теперь, когда военные идут строем по любым мостам, им отдается команда «идти не в ногу», дабы не вызвать новых обрушений.

Опять же, так ли это на самом деле, неизвестно. Очевидцы утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, вступая на переправу. А лошади, даже самые дрессированные, не могут идти в ногу так слаженно. Скорее всего причина обрушения Египетского моста кроется в других, не столь романтичных причинах.

Наиболее вероятно, что он просто не выдержал вес плотного конного строя.

Есть еще одна легенда, не менее романтичная, и еще более неправдоподобная. По слухам, в доме неподалеку проживала женщина по имени Мария, прозванная Египетской. Один из офицеров полка обманул ее в свое время, поэтому, увидев в окно проходящий полк, она в негодовании пожелала военным провалиться, и в следующий миг мост рухнул.

Погибший под конскими копытами Египетский мост на скорую руку заменили деревянным, который простоял до 1955 года, когда его заменили каменным.

Новая конструкция не блистала пышностью и архитектурными изысками. Перед его создателями не было поставлено задачи воссоздать строение в прежнем виде.

Наоборот, проект отличался скромностью, хотя, египетские мотивы сохранились в оформлении ограды. Кроме того, уцелели знаменитые сфинксы, благодаря которым сохранилось и прежнее название.

Сфинксов отреставрировали в 2004 году. Под толстым слоем краски, покрывавшей их головы, обнаружилась позолота. Ее восстановили, гранитные пьедесталы укрепили и отчистили и возвратили монстров на прежнее место.

Мост находится рядом с гостиницей Азимут, но остальным обычным туристам его не увидеть даже на речной экскурсии. Все типовые прогулки на речных трамвайчиках сворачивают чуть раньше из Фонтанки в Крюков канал.

Ехать сюда специально не удобно. Но, если кто-то рискнет совершить пешеходную прогулку по набережной Фонтанки, то увидит и его, и стерегущих Сфинксов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...