Остров Пасхи. Национальный парк Рапа Нуи. Где находится остров Пасхи? Остров Пасхи: фото Христианское название рапа нуи остров сканворд

Остров Пасхи (исп. Isla de Pascua) - остров вулканического происхождения, принадлежащий , лежащий в южной части Тихого океана, между Чили и островом Таити (фр. Tahiti). Вместе с маленьким необитаемым о. Сала-и-Гомес (исп. Isla Sala y Gómez) образует коммуну и провинцию Исла-де-Паскуа (исп. Provincia de Isla de Pascua) в составе области (исп. Regiоn de Valparaíso). Местное название, данное острову полинезийскими китобоями: Рапа-Нуи (Rapa Nui).

Единственный город Анга-Роа (исп. Hanga Roa) является столицей острова.

На о-ве проживает около 6 тыс. человек, около 40% из них — полинезийцы или рапануйцы, коренные жители, остальные – преимущественно чилийцы. Рапануйцы говорят на рапануйском языке, верующие исповедуют католицизм. На территории острова площадью около 165 км² располагаются 70 потухших вулканов. Они не извергались ни разу за 1300 лет со дня его колонизации. Остров имеет фигуру прямоугольного треугольника со сторонами 24,18 и 16 км., по углам которого возвышаются конусы потухших вулканов: Рано-Као (рап. Rano Kao; 324 м), Пуа-Катики (рап. Puakatike; 377 м) и Теревака (рап. Terevaka; 539 м — наивысшая точка острова). Между ними пролегает холмистая равнина, образованная вулканическими туфами и базальтами. Лавовыми трубами и наплывами образовано множество подводных пещер и причудливая, обрывистая береговая линия.

На Рапа-Нуи нет рек, основными источниками пресной воды здесь являются озера, возникшие в кратерах вулканов.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Климат субтропический, со среднемесячной температурой от +18°С до +23°С. Произрастают здесь преимущественно травы, а также немногочисленные эвкалипты и банановые растения.

Наряду с архипелагом «Tristan da Cunha», Рапа-Нуи считается самым отдаленным обитаемым островом в мире: расстояние до континентального чилийского побережья составляет почти 3514 км, а до ближайшего населенного места, островов Питкэрн (англ. Pitcairn Islands, принадлежащие Великобритании) — 2075 км.

В основном Рапа-Нуи прославился своими — каменными исполинами, в которых, по поверьям местного населения, заключена мистическая сила предков Хоту-Мату’а (Hotu Мato-a), первого короля о-ва.

Остров Пасхи, несомненно, это самый таинственный остров на земном шаре. Своими диковинками и необъяснимыми загадками он магнитом притягивает к себе внимание историков, геологов и культурологов.

История

В 1722 г. эскадра из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена (нидерл. Jacob Roggeveen; 1659-1729 гг.), держащая путь из Южной Америки в поисках богатств Неведомой Южной земли (лат.Terra Australis Incognita), в воскресенье 7 апреля, день христианской Пасхи, обнаружила в южном районе Тихого океана небольшой остров. На совете, собранном адмиралом, капитаны кораблей подписали резолюцию, провозглашавшую открытие нового о-ва. Удивленные путешественники обнаружили, что на острове Пасхи (так его сразу окрестили мореплаватели) мирно уживаются три различные расы: краснокожие, чернокожие и белые люди. Местные жители неодинаково встретили путешественников: кто-то дружелюбно махал руками, а кто-то забрасывал камнями непрошенных гостей.

Полинезийцы, обитатели Океании, называют о-в «Рапа-Нуи» (рап. Rapa Nui — Большой Рапа), однако, сами островитяне именуют свою родину «Те-Пито-о-те-Хенуа» (рап.Te-Pito-o-te-henua, что означает «пуп Земли »).

Сформированный серией больших вулканических извержений, уединенный остров на протяжении миллионов лет служил местом обитания колоний морских птиц. А его крутые, обрывистые берега обозначали путь навигации для кораблей полинезийских мореплавателей.

Легенды гласят, что около 1200 лет тому назад на песчаном пляже Анакена (рап. Anakena) сошел король Hotu Mato-a и взялся за колонизацию острова. Потом, в течение многих столетий, на этом затерянном в океане о-ве существовало таинственное общество. По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле. Островитяне строили деревни из домов необычной, эллипсообразной формы. Предположительно, вновь прибывшие поселенцы приспособили для временного жилья свои лодки, перевернув их вверх дном. Потом и дома стали строить подобным образом, большинство из сотен таких построек было уничтожено миссионерами.

Ко времени открытия о-ва, его население составляло 3-4 тыс. чел. Первые поселенцы нашли на острове пышную растительность. Здесь в изобилии росли гигантские пальмы (в высоту достигающие до 25 м.), которые вырубались для строительства жилищ и лодок. Люди завезли сюда различные растения, которые прекрасно прижились в обогащенной вулканическим пеплом почве. К 1500 г. население острова уже составляло 7 — 9 тыс. человек.

По мере роста населения, сформировались отдельные кланы, сконцентрированные в разных частях острова Пасхи, связанные общим строительством изваяний и культом, возникшим вокруг них.

В 1862 г. перуанские работорговцы вывезли большую часть жителей о-ва, разрушили их самобытную культуру. В 1888 г. Рапа-Нуи был присоединен к Чили. На сегодняшний день островитяне занимаются рыболовством, земледелием — выращиванием сахарного тростника, таро, бататов, бананов, а также трудятся на скотоводческих фермах и мастерят сувениры для туристов.

Достопримечательности и загадки Рапа-Нуи

Несмотря на свои небольшие размеры, остров Пасхи имеет множество достопримечательностей, как природных, так и сотворенных человеком. В 1995 г. Национальный парк Рапа-Нуи (исп. el Рarque Nacional de Rapa Nui National) был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вся территория о-ва является археологическим заповедником, единым удивительным музеем под открытым небом.

На острове Пасхи имеется 2 песчаных пляжа: расположенный в северной части острова пляж Анакена (исп. Playa Anakena), один из немногих пляжей, где официально разрешено купаться, отличное место для серфингистов. Второй прекрасный пустынный пляж, расположенный вдоль южного берега о-ва, это настоящая жемчужина по названию Овахе (исп. Playa Ovahe). Овахе окружен живописными скалами, он намного больше Анакена.

Главной же достопримечательностью острова и неразрешенной загадкой, на протяжении веков не дающей покоя ученым умам, конечно же, являются скульптуры «Моаи». Практически повсеместно вдоль южной части острова возвышаются огромные древние статуи.

Неизвестно, почему островитяне стали массово создавать исполинские изваяния. Непонятная их одержимость впоследствии привела к катастрофическому истощению лесных ресурсов. Лес, необходимый для транспортировки гигантских моаи, нещадно вырубался. Первые монолитные скульптуры высотой в рост человека производились из базальта. Потом островитяне начали изготавливать огромные статуи (высотой более 10 м., массой — до 20 тн.) из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла), идеального материала для ваяния. Расположенный чуть в глубине о-ва, кратер Рано Рараку (исп. Rano Raraku; небольшой потухший вулкан высотой до 150 м.) является местом высечения знаменитых исполинов. Над их созданием с утра до вечера трудились сотни островитян. Сегодня здесь можно увидеть все стадии кропотливой работы, тут же разбросаны незаконченные фигуры. Вероятно, изготовление статуй искусными скульпторами происходило с соблюдением многочисленных церемоний и ритуалов. Если в ходе изготовления статуи случался дефект, который считался знаком дьявола, резчики работу бросали и принимались за другую.

Когда статуя была высечена и обрубалась перемычка, соединяющая ее с породой кратера, фигура скатывалась по склону вниз. У основания кратера статуи устанавливались в вертикальное положение, и здесь проводилась их окончательная доработка. Каким образом потом массивные моаи транспортировались в различные места острова? Весили статуи до 82 тн при высоте до 10 м. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км!

Как гласят пасхальные легенды, к своим местам моаи … шли сами. Некоторые исследователи полагали, что их перемещали волоком. Позже они пришли к выводу, что фигуры передвигались в вертикальном положении. Как в действительности все это выглядело, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи.

В 1868 г. англичане попытались вывезти одну из статуй на родину. Впрочем, они отказались от этой затеи, ограничившись небольшим бюстом (высотой 2,5 м.). Он был установлен в лондонском Британском музее. В процессе транспортировки и погрузки «малыша» участвовали сотни туземцев и весь экипаж корабля.

На месте расположения статуи устанавливались на аху (рап. Аhu) – отшлифованные каменные платформы разной величины, немного наклоненные в сторону моря. Далее происходил завершающий этап создания культовых фигур — установка глаз из вулканического стекла или кораллов. Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета.

Постаменты моаи имеют высоту более 3 м.,длину — до 150 м., а вес составляющих их каменных плит — до 10 тн. У кратера вулкана найдено около 200 незаконченных фигур, среди которых попадаются исполины более 20 м. в длину.

Со временем количество моаи достигло 1000, что позволило выстроить почти сплошную линию монументов вдоль побережья Рапа-Нуи. Причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных исполинов, и сегодня остается загадкой.

Предполагают, что изваяния острова Пасхи являлись изображениями знатных представителей кланов. Типичный дизайн статуи — без ног, с угловатым мрачным лицом, выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и с низким лбом — остается одной из величайших загадок острова Пасхи. Все статуи (кроме семи моаи, находящихся в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» в небо в сторону о-ва. Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроившись в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану — словно мощная армия, охраняющая покой своих владений.

Несмотря на некоторую примитивность моаи, статуи завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Итак, цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом случилось нечто ужасное.

Вскрылась зловещая история о беспощадном использовании природных ресурсов и разорении о-ва. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем ужесточалась, по преданиям, победители поедали своих врагов, чтобы набраться сил. В юго-западной части Рапа-Нуи есть пещера «Ana Kai Tangata», название которой неоднозначно: может означать «пещера, где люди едят», а может — «пещера, где поедали людей». Рухнула культура Рапа-Нуи, сформировавшаяся за последние 300 лет.

Из-за отсутствия леса островитяне оказались отрезанными от внешнего мира еще больше, чем раньше. Даже рыболовство для них оказалось затруднительным занятием. Остров Пасхи превратился в разоренный пустынный участок земли с истощенными почвами, с оставшимися в живых около 750 жителями. В этих условиях здесь зародился культ человека-птицы. Со временем он обрел на о-ве статус доминирующей религии, практиковавшейся до 1866-1867 гг.

Ввиду отсутствия материала для строительства каноэ и возможности уплыть с острова, рапануйцы с завистью наблюдали за птицами, парящими в небе.

На краю кратера Rano-Kao была основана ритуальная деревня Оронго (рап. Orongo), где поклонялись богу плодородия Макемаке (рап. MakeMake) и проводились своеобразные соревнования между мужчинами различных кланов.

Весной каждый клан отбирал наиболее физически подготовленных воинов, которым необходимо было с крутых склонов спуститься к кишащему акулами морю, доплыть до одного из островков и принести оттуда невредимое яйцо морской птицы, темной крячки (лат. Onychoprion fuscatus). Воин, сумевший первым доставить яйцо, провозглашался Человеком-Птицей (земным воплощением божества Макемаке). Он удостаивался награды и особых привилегий, а его племя получало право управлять островом в течение года, до следующих соревнований.

Уникальными достопримечательностями Оронго являются также сотни петроглифов, переживших века, вырезанные Человеками-Птицами в твердой базальтовой породе. Существует мнение, что петроглифы изображают победителей ежегодных соревнований. Вокруг Оронго найдено около 480 таких петроглифов.

Культура рапануйцев начала возрождаться, возможно, жители о-ва вновь бы смогли достигнуть расцвета, но в декабре 1862 г. к острову причалили корабли перуанских работорговцев и увезли всех работоспособных жителей о-ва. В то время экономика находилась на подъеме и нуждалась в рабочей силе. Вследствие плохого питания, невыносимых условий труда и болезней, выжило не более сотни островитян. И лишь благодаря вмешательству Франции, оставшиеся в живых жители Рапа-Нуи были возвращены на остров. На момент присоединения острова к Чили в 1888 г., здесь проживало около 200 коренных жителей.

Миссионеры, прибывшие на остров, обнаружили здесь находящееся в упадке общество, для обращения его жителей в христианство не потребовалось много времени. Сразу были внесены изменения в одежду коренного населения, а точнее, полное ее отсутствие. У жителей острова отняли исконные земли, они обитали в маленькой части о-ва, в то время как прибывшие фермеры использовали остальные земли для ведения сельского хозяйства.

Были запрещены татуировки, дома и ритуальные святыни разрушались, произведения искусства рапануйцев уничтожались. Уничтожению подверглись все деревянные скульптуры о-ва, религиозные артефакты, и, самое главное, « » (рап. Rongo Rongo) — деревянные дощечки «говорящего дерева», испещренные уникальной письменностью. Остров Пасхи является единственным островом в Полинезии, жители которого разработали собственную систему письменности. Древние легенды, предания, религиозные песнопения вырезались акульим зубом на дощечках из темного дерева торомиро, лишь немногие из которых дошли до наших дней. Дощечки-кохау с начертанными на них изображениями крылатого птице-человека, лягушек, черепах, ящериц, звезд, крестов и спиралей являются еще одной загадкой диковинного о-ва, которую более 130 лет ученые не могут расшифровать. Сейчас осталось всего 25 ронго-ронго , разбросанных по музеям мира.

В 1988 г. Рапа-Нуи преподнес ученым очередной сюрприз. При раскопках на маленьком болоте в глубине острова австралийские ученые нашли останки средневекового рыцаря в полной экипировке, сидящего на боевом коне. В торфе, обладающем консервирующими свойствами, рыцарь и конь неплохо сохранились. Судя по его доспехам, рыцарь являлся членом немецкого католического Ливонского ордена (1237-1562 гг). В поясном кошельке обнаружились золотые венгерские дукаты чеканки 1326 г., эти монеты имели хождение в Польше и Литве. Ученые не смогли объяснить, как всадник оказался за тысячи километров на отдаленном тихоокеанском о-ве. До открытия Америки (1492 г.) с 1326 г. оставалось больше 150 лет! Невольно напрашиваются мысли о существовании явления телепортации. Больше никаких мало-мальски убедительных аргументов, объясняющих появление средневекового рыцаря-крестоносца на острове Пасхи, до сего дня не найдено.

Небольшое грустное отступление

Феноменальный остров Пасхи, представляющий собой маленький кусочек суши (всего 165 м²), во времена возведения загадочных исполинов был в 3-4 раза больше прежнего. Некоторая его часть, подобно Атлантиде, скрылась под водой. В тихую, солнечную погоду участки затопленной суши просматриваются сквозь толщу воды. Существует даже такая невероятная версия: таинственный остров Пасхи - крохотная уцелевшая часть прародительницы человечества, мифического материка Лемурия (Lemuria), затонувшего около 4 млн. лет назад.

А еще остров-жемчужина, расположенный в Океании вдали от цивилизации, наталкивает на определенные мысли и выводы. История острова Пасхи является миниатюрной копией истории нашего времени. Она способна преподать наглядный урок нам, жителям планеты Земля. Все мы, в сущности, являемся жителями о-ва, плавающего в бескрайнем океане.

На крохотном кусочке суши, каковым является остров Пасхи, хорошо прослеживаются последствия варварского отношения к природе, безжалостной вырубки лесов. Жители, продолжая свои чудовищные действия, вероятно, молились своим богам, чтобы те восполняли нанесенный ущерб их земле. Чтобы дальше продолжать надругательство над нею.

Что могли сделать боги? Только одно – вразумить человека, который срубал последнее дерево. Человек понимал, что это дерево – последнее, тем не менее, он его срубил. В этом самая страшная трагедия современности…

Хититеаираги, Рапа-Нуи, Те-Пито-о-те-хенуа, Текаоухангоару - все это другие названия территории, которую мы знаем как остров Пасхи. Для большинства людей остров Пасхи ассоциируется с чем-то таинственным - и не удивительно: он знаменит огромными каменными статуями, выставленными в ряд вдоль берега. Они смотрят нарисованными глазами в океан, и этот взгляд одновременно жуткий и завораживающий. Один из главных вопросов - как же эти 10-метровые идолы туда попали? - до сих пор остается нерешенным. Туристы стекаются сюда в надежде разгадать тайну, но возвращаются домой обвешанные сувенирами и... без ответа.

Остров Пасхи

Как добраться

Остров Пасхи входит в состав Вальпараисо, одного из регионов Чили . Добраться до острова можно двумя способами, и оба они затратные. Первый - на туристической яхте или круизном судне, которые иногда сюда заходят. Можно отправиться в самостоятельное путешествие и через пару недель зайти в порт.

Второй способ - воздушный, на острове есть аэропорт, принимающий рейсы из столицы Чили Сантьяго , Таити и Лимы . Расписание полетов зависит от времени года: например, с декабря по март рейсы выполняются только один раз в неделю. В остальные месяцы - два раза в неделю. Перелет из Сантьяго длится около 5 часов.

Поиск авиабилетов в город Сантьяго (ближайший а/п к Острову Пасхи)

Транспорт

Все достопримечательности острова находятся недалеко друг от друга, да и сама территория небольшая. На острове Пасхи можно прокатиться на такси, велосипеде или взять автомобиль напрокат. Потеряться на острове почти невозможно, так как здесь всего две дороги.

Средняя стоимость аренды машины составляет от 80 USD в сутки вместе с полным баком бензина. Кстати, заправляться лучше полностью - на острове это будет сделать сложно. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Пляжи острова Пасхи

На острове Пасхи есть несколько пляжей, однако лучше всего выбрать Анакену. Местные жители даже предупреждают, что у них можно купаться только здесь. На песчаном пляже есть несколько кафе, и вообще местный пейзаж чем-то напоминает Черноморское побережье: на пляже стоят лотки с холодной водой, аборигены торгуют сладостями и прочими закусками, в воздухе витает запах шашлыка. Только вместо моря - океан.

Кухня и рестораны

На острове достаточно небольших кафе, где можно недорого перекусить. В меню стоит выбрать блюда из морепродуктов, например суп или стейк из тунца. Вообще, стейки здесь очень хороши - из мяса и рыбы, с картофелем и зеленью. Местное пиво мягкое и очень приятное.

Некоторые ресторанчики построены очень близко к воде. Они стоят на сваях, при этом одну из стен хозяева заведения могут снести, чтобы посетители любовались видом на океан.

Гостиницы острова Пасхи

На острове есть единственный город, где можно остановиться в гостинице, - Ханга-Роа. Большинство туристов отдают предпочтение мини-отелям, а не сетевым операторам, и тем не менее стоимость проживания немаленькая. Дело в том, что многие товары на остров завозятся с материка, что повышает их цену. Самый дорогой отель на острове - Еxplora EN RAPA NUI. Там есть 30 номеров, ресторан с открытой террасой, бар, сувенирный бутик, открытый бассейн, массажный салон, джакузи под открытым небом.

Один из способов заработка для жителей острова - сдача квартир внаем. В аэропорту каждый новый самолет встречает толпа местных жителей, наперебой предлагающих жилье в отелях или в своих домах.

Есть на острове и кемпинг - здесь можно разбить палатку или снять очень простую комнату за небольшие деньги, причем с интернетом. Чтобы попасть в кемпинг, надо найти в аэропорту гида с табличкой Mihinoa - так называется то место, где вы остановитесь.

Магазины

Продажа сувениров - это один из основных источников дохода островитян. В магазинах и лавочках можно купить истуканов разных размеров, от карманных до 2-3-метровых. Главное, чтобы этот кусок дерева вы смогли вывезти из страны к себе на родину. Особой популярностью пользуются статуи «кавакава» - то ли человек, то ли привидение - и, конечно, магнитики, ожерелья, бусы, шляпы, повязки, расшитая обувь.

Развлечения и достопримечательности острова Пасхи

Моаи

Каменные моаи вырезаны из окаменевшего вулканического пепла. Это стилизованные человеческие фигуры на коротких туловищах и с вытянутыми головами. Вес каждого из идолов достигает почти 20 тонн. По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту Матуа.

Моаи стоят вдоль побережья и смотрят на остров. Об истории их возникновения написаны сотни книг, сняты фильмы, а разгадки до сих пор нет. Кто-то считает, что их принесли на остров инопланетяне, другие уверены, что такие статуи могли сделать только люди-гиганты метра по 3-4 ростом. Еще одна версия - эти истуканы сами пришли на остров, но впоследствии разучились ходить и остались здесь навечно. Всего на острове около 900 статуй, большая часть находится возле вулкана Рано-Рараку.

Вулканы

Кратеры вулканов Рано-Кау и Рано-Рараку - еще одна достопримечательность острова Пасхи. Именно из остатков Рано-Рараку и были сделаны моаи. В котловане этого вулкана разбросаны недоделанные статуи. Внутри Рано-Кау захватывающий дух вид - кратер наполнен дождевой водой, покрытой островками травы, а в этом гигантском озере отражается небо.

Деревня Оронго

Церемониальная деревня Оронго расположена на краю кратера Рано-Кау. Здесь когда-то проводились церемонии, посвященные птицечеловеку. В деревне можно найти много булыжников, на которых высечены изображения бога Маке-Маке и птицечеловека.

Церковь Ханга Роа

Это католическая церковь, известная резьбой по дереву. Глядя на нее, кажется, что само здание вырезано из древесины. Здесь занимаются ремесленники, а по воскресеньям проходят музыкальные службы.

5 вещей, которые необходимо сделать на острове Пасхи:

  1. В конце января - начале февраля посетить уникальный фестиваль «Тапати», аналогов которому наверняка нет в мире. Он проходит в конце января или в начале февраля. «Тапати» - это срез культуры острова Пасхи, причем не экспортный вариант, а самый настоящий. Аборигены поют, танцуют и меряются силой.
  2. Взойти на церемониальную площадку Те-Пито-те-хенуа, название которой в переводе с рапануйского означает «пуп земли».
  3. Устроить в пальмовых рощах бухты Анакена романтичный пикник.
  4. Придумать свою легенду про моаи - а после рассказать ее местным жителям. Они обожают слушать версии о том, каким образом на Пасхе появились статуи. Вас внимательно выслушают, может быть, запишут вашу историю, если она будет уникальной, и поместят в собрание сочинений туристов.
  5. Наведаться в деревушку Оронго и увидеть многочисленные петроглифы с изображениями птицечеловеков и бога Маке-Маке. Кстати, на этом острове была изобретена своя письменность - ронго-ронго, которая до сих пор не расшифрована.

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm

Уникальность острова Пасхи проявляется в неоднозначном мнении о нем. То есть, с одной стороны, люди знают о данном месте всё, с другой, одновременно ничего. Его загадочные статуи, образованные из камня, до сих пор являются безмолвными свидетелями древней и непознанной культуры. Но кто и как мог создать эти монументальные изваяния из скал?

Немного географии. В юго-восточной части Тихого океана, между Чили и Tаити, располагается остров Пасхи (рис 1). Местные туземцы его окрестили - Рапануи или Рапа-Нуи (Rapa Nui). Пасха является самым отдаленным островом на земном шаре. Расстояние до близлежащего отрезка суши на западе составляет две тысячи девяносто два километра, а на востоке - две тысячи девятьсот семьдесят один километр. Он образован в форме треугольника, на каждом краю которого находятся потухшие вулканы.

Площадь острова около ста шестидесяти километров квадратных. Остров Пасхи признан наивысшей точкой над уровнем океана. Он находится на огромной возвышенности, которая получила название Восточно-Тихоокеанская возвышенность Ввиду этого еще Тур Хейердал писал, что ближайшая суша, которую видят местные жители, это Луна.

Столица острова, а также и его единственный город, - это город Анга-Роа. У острова имеется свой флаг (рис. 3) и свой герб (рис. 4).

Что интересно, остров Пасхи имеет/имел несколько названий: Ваиху, Мата-ки-те-Раги, остров Сан-Карлос, Рапануи, Теапи, Текаоухангоару, Те-Пито-о-те-хенуа, Хититеаираги, остров Пасхи.

Некоторые легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был составляющей одной большой страны (многие считают его уцелевшей частью Атлантиды). Это выглядит довольно правдоподобно, так как сегодня на Пасхе обнаружено множество доказательств, подтверждающих эти легенды: на острове есть дороги, ведущие прямо в океан, вырыто большое количество подземных тоннелей, берущих начало в местных пещерах и прокладывающих путь в неизвестном направлении, а также другие не менее значимые сведения и удивительные находки.

Интересные данные о подводных исследованиях дна океана возле острова Пасхи приводит австралиец Говард Тирлорен, прибывший сюда вместе с Кусто. Он рассказывал, что прибыв сюда в 1978 г, они достаточно детально изучили дно вокруг острова. Любой, кто опускался вниз в батискафе, подтвердит, что горы под водой, даже на маленькой глубине, отличаются достаточно необычным видом: в некоторых из них даже были проделаны отверстия, напоминавшие разъемы для окон. А однажды Жак-Ив Кусто нашел одну незнакомую глубоководную впадину по близости, куда после он нырял еще трое суток. Когда вернулся, он захотел исследовать данную впадину еще более скрупулезно. У Кусто не получилось рассмотреть что-либо в полной мере, но по его словам на дне виднеются силуэты стен, образующие что-то вроде участка большого города. Однако из-за людей, служащих в политической полиции ДИНА, которую курировал сам Пиночет, ничего не вышло. Как утверждает Тирлорен, их заставили завизировать документы о неразглашении информации, а также потребовали остановить исследования, поэтому все работы были прекращены. Но что необычного может находиться в этой впадине? Почему чилийская госбезопасность так боится ученых – осталось загадкой. После режима Пиночета этот вопрос был поднят вновь, но безрезультатно. Таким образом, данный факт не исключает предположения о том, что значительная часть острова Пасхи затонула во время какой-то катастрофы.

В 1973–1977 годах несколько американских океанологов проводили изучение океанических впадин вблизи о.Пасхи, а именно возле хребта Сала-и-Гомес. В итоге они обнаружили шестьдесят пять подводных вершин и согласились с гипотезой о существовании неизвестного архипелага, который находился в этом районе десятки тысяч лет назад, а потом опустился в воду. Но все последующие исследования без весомой причины были заморожены по требованию правительства Чили. «Остров загадок» до сих пор не дает возможности разгадать его тайну.

Полученные геофизические сведения утверждают, что побережье Юго-Восточной Азии медленными темпами опускается в океан. Может быть это оседание когда-то происходило быстрее и в один момент, подобно Атлантиде, он углубился в пучины океана, включая Пацифиду с ее огромным населением и самобытной культурой, следы которой до сих пор обнаруживают на острове Пасхи? А различные таблички с надписями и памятники искусства – ни что иное как сохранившееся доказательство древней исчезнувшей цивилизации? Ведь, по показаниям первого основавшегося жителя на острове Пасхи - Эйро, во всех постройках помещены деревянные дощечки или палки, содержащие какие-то иероглифы и символы. В основном, это образы неизвестных животных, которые туземцы и по сей день продолжают рисовать при помощи камней. Каждое изображение имеет свое обозначение; но ввиду того, что они изготовляют такие изделия в очень редких случаях, это наводит на мысль, что эти иероглифы представляют собой лишь остатки древней письменности. То есть туземцы лишь пытаются следовать давним обычаям, не стараясь при этом найти в этом какой-то смысл.

Макмиллан Браун в своих исследованиях даже попробовал выяснить примерную дату гибели Пацифиды. На его взгляд, это явление могло произойти в интервале между 1687 годом, когда английский моряк Дэвис рассмотрел в районе острова Пасхи большой уступ, и 1722 годом, когда адмирал Роггевен не отыскал в этом месте ничего за исключением небольшого островка. О случившемся катаклизме свидетельствовали не только неожиданно остановившиеся работы в каменоломнях на Рано-Рараку. Во многих зонах острова Пасхи вымощены просторные дороги, которые заканчиваются в океане. Не означает ли это, что эти пути заканчиваются глубоко под водой? Может на морском дне вполне реально обнаружить новые доказательства утерянной культуры?

Имеется одно но, которое полностью разрушает данную гипотезу, и это - вопрос хронологии. В какой момент суша в Тихом океане начала опускаться? Триста лет назад или три тысячи, или, возможно даже, триста тысяч? Или же эта цифра исчисляется миллионами? Геологические и геофизические данные свидетельствуют о том, что углубление суши и крушение Пацифиды случилось как раз в древний период. Фауна и флора таких островов, как Галапагос, Новая Зеландия, Фиджи, образовались из материка, однако множество столетий назад они являлись составляющей одного огромного континента. Это обусловило нахождения здесь ископаемых, которые давно исчезли и нигде на земном шаре больше не встречаются. Точно также в один момент австралийский континент откололся от Азии. Погружение суши в месте нахождения острова Пасхи не происходило с того древнего периода.

Геологические и океанографические исследования возле Пасхи, проводимые Чаббом, подтвердили тот факт, что он не понизился ни на миллиметр, и в то время, когда воздвигались монументы, линия побережья была так же устойчива, как и сегодня. Этот довод повторила и шведская экспедиция, которая установила геологическую стабильность острова, которая продолжается не менее миллиона лет.

Изучая вопрос возникновения самого острова, у автора сложилось впечатление, что многие научные деятели ставят цель не разобраться или выявить истину, а преследуют цель отстоять именно свою точку зрения, доказать то, что выгодно именно им. Либо, двигаясь в абсолютно беспристрастном поиске, сталкиваются с постулатами, которые на данный момент навязаны обществу, как официальные, но при малейшей проверке трещат по швам. Это заставляет разворачивать свои исследования с прямого пути на тернистые прямые официальных дебрей. Не сложно обратить внимание на тот факт, что большинство исследователей оценивают доступные артефакты только с точки зрения доминирования материи над духовностью, и никак иначе.

В процессе изучения темы возник ряд вопросов. Почему ученые, сталкиваясь с необъяснимыми археологическими артефактами и одновременно с таким же непонятным поведением органов власти, которые в открытую запрещают исследования, не бьют тревогу всеми возможными способами и не пытаются донести до общественности очевидные вещи? Почему не строят гипотезы, в которых было бы место всем находкам и фактам, а не только удобным или понятным? Как можно порой додумывать теории, чтобы они не казались общественности сырыми? Неужели им не интересно узнать о прошлом своей планеты, или просто нет свободного времени ввиду бытовых проблем? Кому же на самом деле понадобилось на крошечном островке посреди океана строить многотонные статуи, расставлять их по периметру острова лицом в океан, расписывать орнаментами и узорами? Что было такого в их письменности, что когда ее увидели первые европейцы, побывавшие на острове, стали спешно искоренять ее из местного населения, да так, что уже через сорок лет практически никто из рапануйцев не мог не только писать, но и читать принадлежавшие им домашние таблички? Можно возразить, что это было случайно и вообще очень давно был этот ХVIII-й век, хорошо, но почему же сейчас не ведутся раскопки и исследования на государственном уровне? Почему если сейчас подойти к статуе за ограждение, человеку будет грозить тюрьма? И почему ЮНЕСКО запретило раскопки и исследование подземной части статуй? Еще одним любопытным фактом является то, что практически все современные исследователи самобытной культуры острова Пасхи утверждают о невозможности узнать ее истинного значения или расшифровать письменность, а все, что прочитано – это обычные бытовые тексты.

Народ, истребленный за полвека.

Спустя полсотни лет, в 1722 году, на острове Пасхи побывали англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз. С тех пор обстановка сильно поменялась. Множество равнин было покинуто. Когда-то полнощекие жители прозябали в бедности, а наполненные величием статуи почти все были свалены и валялись на земле. Древний культ был вычеркнут из памяти. От знаменитой расы «длинноухих» осталось всего несколько представителей, вероятнее всего, их гибель связана с соперниками - "короткоухими", которые не только уничтожили племя, но и присущую им культуру. В результате произошедших событий на острове Пасхи завершилась целая эпоха, продлившаяся не одно столетие, а возможно, и тысячелетие. Что это был за период, так и осталось неразгаданной тайной для многих. Роггевен и его помощники не смогли разузнать о ней практически ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, обнаружившие этот остров во второй половине 18 века, не проявляли любопытства по поводу древних артефактов, они разыскивали только новые территории, которые можно осваивать и использовать в качестве колоний. К тому времени, когда у европейских исследователей наконец-то проснулся интерес к культурному наследию других народов, на острове Пасхи остались лишь безмолвные свидетели его величественного прошлого - это огромные и захватывающие дух статуи. Теперь они скинуты со своих оснований, на краю кратера оказалось только заброшенное капище и несколько странных деревянных табличек с неизвестными иероглифами. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за непрекращающихся междоусобных войн. В 1862 г сюда ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и обитавшие миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении. Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек! Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов.

Интересное о жителях острова (рис. 6). По мнению Е.П.Блаватской, разноцветная кожа местных аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы, к которым можно отнести лемурийцев (третья потомственная раса) и антлантов (четвёртая потомственная раса). Эти сведения содержатся в Тайной Доктрине Елены Петровны Блаватской, где остров Пасхи упоминается как место обитания одних из самых ранних поколений третьей расы. Неожиданное извержение вулкана и поднятие океанского дна потопили ее вместе со всеми монументами и культурой. При этом остров остался нетронутым, как доказательство существования Лемурии. Есть и иная трактовка - территория Пасхи была оккупирована несколькими атлантами, которые убегая от катаклизма, произошедшего в их местности, поселились на оставшейся части Лемурии, но ненадолго, так как она впоследствии была уничтожена извержением вулкана и обрушившейся лавой. Таким образом, становится понятно, что на данной территории перемешались предки чёрных лемурийцев, а также краснокожих и светлокожих атлантов.

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

Карьер Рано Рараку;
святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

Птице-человек.

Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен футов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку. В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев рядом с каменными обитателями на Рапануи. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях. Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина. Основным божеством этой диковинной религии был Маке-Маке. При этом он не имеет сходства ни с известным нам Богом творцом, ни Создателем всей Вселенной. Он, его соратник - повелитель чаек и три божества - попечители яиц и будущих потомков, требовали приношения человеческих жертв. Возможно, что когда-то давно на острове вполне могло существовать и людоедство.

Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру?

Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач (управление климатом, погодой, сейсмической активностью, возможно даже решение планетарных задач). Для этого он и набирал группу юношей для образования круга силы. В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (символ – мировое яйцо). После чего этот птице-человек приступал к работе с крупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях, возможно, стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек.

Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто - птице-человек. В 1722 г. культ поклонения полубожеству и огромным изваяниям пропагандировался по полной, но после высадки на Рапануи племени «короткоухих» все кардинально изменилось. В поверьях рассказывается о нескольких лодках большого размера, на которых находилось около трехсот мужчин и, скорей всего, столько же женщин. Ученые считают, что они сбежали с островов Рапаити после начала страшной гражданской войны или испепеляющей засухи.

Из книги АллатРа :

Анастасия: Ещё несколько слов по поводу острова Пасхи. У местного населения сохранились поверья, что церемониальные платформы («аху»), на которых находятся некоторые каменные статуи, являются связующим звеном между видимыми и невидимыми (потусторонними) мирами, что в самих каменных статуях («моаи») содержится сверхъестественная сила предков. Последняя по поверьям якобы способна регулировать природные явления и, соответственно, приводить к благоприятному итогу - процветанию народа...

Ригден: Да ничего там сверхъестественного нет. Просто когда-то здесь жили люди, которые знали, как и для чего нужно активировать некоторые знаки. Если бы их потомки не утратили знания, которые им давались, то ныне живущие на том острове больше бы понимали и себя, и элементарную связь с иными мирами. Обычно для летописи, в качестве передачи знаний и легенд потомкам, знающие люди наносили знаки на каменные изваяния, а себя зачастую украшали соответствующими татуировками, которые имели особый символический смысл. Для несведущих людей это были рисунки, которые ровным счётом ничего не значили, но внушали уважение и страх перед тем, кто по их мнению «наверное, знал что-то особенное». Позже, конечно, пошло обыкновенное подражание.

Анастасия: Да, но на каменных головах и платформах, которые находятся на острове Пасхи, нет знаков.

Ригден: А кто сказал, что эти головы не имеют продолжения? Да пусть копают глубже в тех местах, тогда может и найдут то, что сокрыто от их глаз. Но вопрос не в этом. Даже если люди и найдут что-то интересное по знакам и символам, что они будут с этим делать? При доминации материального мышления и отсутствии Знаний в лучшем случае устроят сенсацию в СМИ, дабы привлечь на остров побольше туристов и заработать денег. Вот и всё. Знания ценны для духовно ищущего только тогда, когда ими можно воспользоваться и усовершенствовать себя, оказать духовную помощь другим людям. (страница 443)

Письмо и символы.

Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.

Из книги АллатРа :

«Анастасия: Важность некоторых знаков, на мой взгляд, доказывает ещё один факт своеобразной «охоты» за ними. Взять, например, историю о древней письменности острова Пасхи. В той местности знание о знаках и символах, впрочем, как и их употребление в письменности, исчезло совсем недавно, в середине XIX века, когда на остров ворвалась «Западная цивилизация» в виде людей, приплывших на голландских и испанских кораблях. О необычной письменности острова миру поведал побывавший там католический миссионер. Жители острова Пасхи вели свои записи особыми знаками на деревянных дощечках, которые были почти в каждом доме. Но, открыв европейцам знаки острова Пасхи, этот миссионер и его последователи в то же время сделали всё, чтобы эту письменность уничтожить, сжечь как языческую ересь. И что осталось сейчас от этой совсем недавно существовавшей культуры? Несколько сот огромных скульптур-голов высотой с многоэтажный дом и весом от двадцати тон, раскиданных по всему острову Пасхи, да пара десятков дощечек - памятников письменности, которые чудом сохранились, а также посох и нагрудное украшение с письменами. Причём последние разбросаны по различным музеям мира. Такое впечатление, что мировые жрецы, узнав об этих знаках и символах, сделали всё, чтобы их уничтожить, даже несмотря на то, что это и так были уже фактически жалкие остатки когда-то былых знаний.»

Ригден: Ну так, Архонты не спят, они действуют. Уж кто-кто, а они понимают, что такое знаки и тем более, что такое активированный знак в работе. (страница 439)

У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в "шнурковом колдовстве". Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:

  • эскимосы;
  • индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
  • все африканские народы;
  • островные племена Океании;
  • исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.

В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.

На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.

Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.

Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.

Дар, дающий проход в другой мир.

Как гласит одно поверье: «Когда при возникновении жизни небеса были отсечены от земли, полубог поднялся и, в то время как небо постепенно "возвышаться", он связал один за другим одиннадцать узелков». На островах Гилберта они знакомы и сегодня, и у читы Мауде даже получилось запечатлеть десять штук.

Наводящие знаки.

Становится понятно, почему у ученых по сей день не получается растолковать старинные записи, носящие в большей степени символический характер, нежели алфавитный, тем более если учесть, что они сохранились лишь частично. Эти символы, поддавшиеся забвению, объясняют реальные детали и загадки намного более древней культуры. Сейчас изучены только двадцать уцелевших посланий. Они находятся в музеях Германии, Бельгии, Чили, США, России, Англии, а также Австрии.

Если не принимать во внимание толкование Хаусена, в котором существует расшифровка приблизительно пятисот знаков, значение иероглифов ронго-ронго так и не раскрыто до сих пор. При этом они провоцируют интересные умозаключения. Аналогичные письмена были распространены у уроженцев северо-западной Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Впоследствии их культура также исчезла. Отдельные историки считают, что определенные составляющие этой культуры, включая письменность, попали в Полинезию где-то во II тысячелетии до нашей эры. Затем племя «длинноухих» распространило их на остров Рапануи, где те покоились на протяжении многих столетий, а возможно и тысячелетий. Это продолжалось до тех пор, пока гибель знающих людей и жрецов не обусловила появление неразгаданной тайны для нынешних исследователей.

Любой фигуре, сплетенной из веревок, подходила определенная мелодия, которую необходимо было вызубрить, а также некий знак-рисунок. Эти иероглифы не являлись буквами или словосочетаниями, но при этом отображали какие-то понятия и важные мысли. Их получали при помощи зубила из вулканического стекла или вытачивали зубом акулы. Каждая строчка делалась снизу вверх. При этом самую нижнюю прорисовывали слева направо, а уже следующую наоборот. Кроме того, знаки чертились верх ногами в каждой четной строке. Такой своеобразной письменности ученые дали название бустрофедоном. Однако в мировой словесности такой способ встречается крайне редко. Загадочная письменность оставалась долгое время неизвестной. Поэтому европейцы не сразу смогли о ней узнать. Первые сведения о ней всплыли только в 1817 году, когда их детальным изучением занялся Тепано Хаусен. Он весьма поразился, когда понял, что только небольшое число грамотных островитян могут читать тексты, написанные на табличках, но при этом их суть они пересказывают своими словами, используя знаки исключительно в качестве подсказки. Информация, всплывающая из подсказок, была выучена наизусть, но каждый ее усвоил по-своему.

Вот интересный момент из Википедии, который четко показывает, как архонты через своих людей, в данном случае священников, выкорчевывали культуру Ронго-ронго. Томсону рассказали об одном старике по имени Уре Ва’е Ико. Тот уверял, что понимает большую часть знаков, так как брал уроки чтения. Он был главным у последнего короля из династии монархов - Нга’ары, обладавшего способностью читать, по меньшей мере, один выученный текст и воспроизводить много песен, однако при этом не умевшего писать на ронго-ронго. Узнав это, Томсон стал задаривать старика различными подарками и монетами в надежде на то, что тот расскажет, о чем написано в табличках. Но Уре Ва’е Ико не согласился, так как ему не разрешили делать это христианские священники, запугав его смертью. После этого он сбежал. Однако позже Томсон сделал фотографии таинственных табличек и с большими усилиями уговорил старика воспроизвести текст, написанный на них. Пока Уре рассказывал, Александр Сэлмон записывал всю информацию под диктовку, а немного времени спустя перевел ее на английский язык.

Таинственная тетрадь.

Как-то раз Тур Хейердал решил навестить на острове Пасхи одну лачугу. Владелец хижины утверждал, что у него есть некая тетрадь, написанная еще его дедом, который был в курсе тайны кохау ронго-ронго. В ней отображены основные иероглифы древней письменности, а также расшифровка их значения, обозначенная латинскими буквами. Но когда тетрадь попробовал изучить ученый, Эстебан незамедлительно ее скрыл. В скором времени после этого события свидетели утверждают, что видели, как он в небольшой лодке уплывал к острову Таити. Вероятней всего, тетрадь тоже была с ним. С тех пор об Эстебане никто ничего не слышал. Поэтому что стало с тетрадью также не понятно.

Как-то раз миссионеры заметили удивительное сходство письменности, существовавшей на острове Пасхи с иероглифами Древнего Египта. При этом оказалось, что сто семьдесят пять знаков кохау ронго-ронго абсолютно идентичны с начертаниями Индостана. А их сходство с древнекитайской письменностью установил австрийский археолог Роберт Тельдерн в 1951 году. Американские и немецкие ученые убеждены, что когда-то существовавшая в Полинезии письменность чудом не потерялась и осталась на острове Пасхи.

Необычная традиция туземцев добиваться отвисающих мочек ушей свидетельствует о почитании возможностей острого слуха, который в свое время был основным достоинством лемурийцев. Именно они могли улавливать такие звуки, которые для современного человека абсолютно непостижимы.

О таком удивительном слухе еще упоминалось в книге "Фрагменты забытой истории". Там утверждалось, что такие физические данные возникали благодаря совершенствованию духа. Им были доступны звуки, которые мы слышать не способны, и в этом было их счастье. Именно в качестве почитания такого дара предшествующие поколения лемурийцев награждали себя отвисающими мочками ушей. Таким образом они хотели походить на своих дальних предков.

Создание скульптур во славу богов.

Беренс любил рассказывать о богатой растительности острова Пасхи, а также об огромных урожаях овощей и фруктов, которые собирали каждый год. Когда он описывал местных обитателей, то писал следующее: "Всегда бодрые, хорошего телосложения, великолепные бегуны, дружелюбные, но чрезвычайно пугливые. Практически каждый из них, принеся дары, спешно выкидывал их на землю и тут же убегал, что есть силы". Что касается цвета кожи, то она имеет разные оттенки - среди них встречаются как чернокожие, так и совершенно белые обитатели, кроме того, есть даже краснокожие, отчего складывается ощущение, что они обгорели на солнце. Их уши имеют большую длину и нередко доходят до плеч. У некоторых, в качестве украшения, в мочки вдеты небольшие белые бруски.

По некоторым утверждениям, удивительные способности рапануйцев – это воля богов. Они их сделали такими, чтобы они могли отвечать за ту часть света, к которой полностью развернуты. Жители острова подтверждали, что их предки когда-то давно занимались возведением известных ныне монументов, так как обладали огромной силой. Однако сейчас это не разрешается осуществлять. Услышав такую версию, Джеймс Кук не захотел в это верить и даже сформулировал ключевые загадки острова - каким образом могли возникнуть истуканы и почему они не появляются сейчас.

Однако островитяне это предложение не поддерживают и рассказывают о птице-людях, то есть божествах, которые спустились на землю, установили и унеслись обратно. В качестве доказательства этой версии выступают найденные на острове изображения людей с крыльями.

Таким образом, рапануйская культура уже давно будоражит умы исследователей своей необычностью и загадочностью. Ее посланники создали уникальные каменные монументы, что свидетельствует о высоком уровне развития данной цивилизации. Все статуи появились между 1250 и 1500 годами. Их известная численность на сегодняшний день составляет восемьсот восемьдесят семь истуканов. При этом о самих жителях острова Пасхи практически ничего неизвестно. Ведь в момент его открытия европейцами в 18 веке была обнаружена отсталая раса, которая никак не могла сделать подобные монументы. Когда же остров был захвачен работорговцами в 19 веке, последние остатки цивилизации были погребены.

В статье, которая была изложена в журнале «Antiquity», археологи изложили детальный обзор наконечников, обнаруженных в больших количествах практически во всех частях острова. Согласно проведенному анализу, они являются абсолютно непригодными для военных действий. Этот вывод обусловлен тем, что главной целью хорошего оружия является убийство врага, а копьями с острова можно разве что ранить человека, но не смертельно. Поэтому, вероятней всего, данные наконечники служили местным жителям в качестве инструментов для обработки земли, пищи и нанесения на тело различных татуировок. Также нет никаких свидетельств масштабных и кровавых войн на острове. Так что можно утверждать, что гибель древней культуры обусловлена, скорей всего, недостатком ресурсов и преобразованием хозяйственного уклада. Теоретически, возрождение цивилизации было весьма возможным, но этому помешали прибывшие европейцы.

Результаты исследований.

Ознакомившись с материалами разных исследователей, ученых, просто ищущих людей, сложилось впечатление, что интерес к острову есть, но катастрофическая нехватка истинной информации приводит изучающего либо в дебри стройных стандартных теорий, либо к заключению, что правду мы никогда не узнаем.

Итак, что удалось выяснить:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй), одни недавно поставленные на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко.

2. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду, видимо изготавливались в разное время.

3. На данный момент официальная наука говорит о том, что Моаи были созданы примерно 1200-1400 лет н.э. А те, что находятся в земле по плечи, просто со временем занесло грунтом. Это же сколько времени надо природе, чтобы поднять уровень почвы на 2-3 метра и более? Как-то не сходится.

4. На острове имеется несколько традиций, которые отдаленно напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

5. Несмотря на множество загадок и открытых возможностей исследовать остров, местные власти не ведут официальных научных исследований. Более того, на такие исследования наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова. Исследователей ждет предупреждение от полиции или спецслужб и тюрьма. Примеров тому множество. Даже то, что раскопал Тур Хейердал – засыпано. Выходит, кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всем мире. Работа архонтов заслуживает детального изучения для того, чтобы, понимая методы их влияния, которые не меняются веками, можно было в повседневной жизни общества их выявлять и выносить на всенародный обзор.

6. Очень интересный вопрос по письменности, которая была на острове и так быстро с приходом европейцев уничтожена, меньше чем за столетие, уже практически никто не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы. А те, кто еще помнил письмо, от исследователей бежали как от огня. Видимо наученные горьким опытом.

7. Из сказанного становится очевидным, что на острове до появления европейцев существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Например, «пластилиновая» технология обработки камня (когда камень для обработки становился пластичным как пластилин), вырубка и транспортировка многотонных каменных статуй, трехслойные аху (платформы), нижний слой выложен полигональной кладкой, как и многие другие мегалитические постройки на разных континентах. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость (по меньшей мере, местного населения), а как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди, эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные, возможно Ригден Джаппо сочтет нужным и раскроет нам истинное предназначение статуй и их сакральный смысл.

Таким образом, даже сейчас множество тайн острова Пасхи остаются неразгаданными и возможно, что ответы на интересующие ученых вопросы уже потеряны навсегда. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.

Подготовил: Алекс Ермак (Киев, Украина)

Данный вопрос интересует многих. Место это экзотично и окутано целым ворохом легенд и поверий. Однако добраться туда будет очень непросто.

Где находится остров Пасхи: координаты

Маленький клочок суши, аннексированный Чили в начале двадцатого века, расположен в 3600 км от южноамериканского континента. До ближайшей островной группы - 2075 км на восток. Нетрудно догадаться, что из всех обитаемых мест Земли остров Пасхи является одним из наиболее удаленных. Площадь этого уникального памятника рапанийской культуры составляет 163,6 км2. Именно небольшим размером и очень далеким расположением от материковой земли обусловлены вопросы о том, где находятся острова Пасхи. К слову сказать, данное сочетание абсолютно некорректно, так как остров в том регионе один, а считать за острова небольшие клочки каменистых отмелей - вряд ли правильно. Тем удивительнее, что подобный затерянный далеко в водах приютил на своих небольших землях удивительную нацию Рапа-Нуи, которая, предположительно, воздвигла удивительные каменные изваяния.

Историческая справка

Безусловно, мало знать, где находится остров Пасхи. Его история не менее интересна, чем локация.

Остров возник стандартно для многочисленных архипелагов и атоллов самого большого океана планеты: благодаря вулканическому извержению. Постоянные извержения и буйства ветров сделали берега труднодоступными для швартовки кораблей: есть лишь два места, где можно ступить на побережье с лайнера, не разбившись предварительно о скалы.

Первые колонисты достигли этого затерянного клочка земли 1300 лет назад. Они заприметили большие пальмовые рощи, которые тотчас были пущены на строительство жилищ и лодок. Позже маленькой цивилизации пришлось несладко: постоянные нападки перуанских пиратов уменьшали каждый год. Кроме того, католические проповедники уничтожали артефакты народа с острова Пасхи, чем нанесли непоправимый урон уникальной культуре Рапа-Нуи. В настоящее время остатки древних сооружений находятся под защитой Юнеско.

Каменные истуканы Моаи

Как Рапа-Нуи создали знаменитые каменные изваяния, не известно до сих пор. Они представляют собой блоки, вес которых составляет до 14 тонн, а высота может достигать 4 метров. Любопытно, что истуканов можно встретить всюду: в местах, где остров Пасхи встречается с океаном, либо в глубине, вблизи гор и вулканов. Иными словами, культ Моаи имел большое значение для населения эпохи возведения каменных идолов. Предположительно, они были сооружены для того, чтобы отметить смерть соплеменника: чем больше статуя, тем больше почета умершему. Однако возникает вопрос: "Как каменные глыбы перемещались из одной точки острова в другую?"

Ответ на него найти, скорее всего, будет уже невозможно. Однако найденные неоконченные прототипы будущих статуй наталкивают на мысль, что идолы сначала выдалбливались из каменной породы, а потом на бревнах или тросах перевозились из одной части острова в другую.

Как добраться?

Казалось бы, зная, где находится остров Пасхи, достичь его берегов не составит проблем. К сожалению, это не так. Можно попытать счастья и сесть на один из лайнеров, которые отчаливают от берегов Австралии или Южной Америки, направляясь покорять просторы Океании, тем более что первые жители достигли острова на ветхих суденышках. Однако наиболее адекватный вариант - долететь самолетом.

Но не все так просто и с летающим агрегатом: долететь до вожделенного места можно лишь из Чили и Таити. Для жителей России даже Австралия очень далека, а ведь это лишь перевалочный пункт на пути. Всего же, полет до берегов знаменитого острова займет несколько суток, а также съест изрядную порцию финансов. Стоит также помнить, что на острове лишь один город, так что осмотр памятников Юнеско - единственная радость, доступная туристу.

Когда посещать?

Несмотря на удаленность того места, где находится остров Пасхи, это довольно популярный туристический регион, имеющий свои периоды наплыва и спада активности приезжих. Учитывая тот факт, что данный клочок земли находится недалеко от экватора, то встретить сугробы снега здесь невозможно в любое время года. Однако высокий сезон начинается летом: с января по март. Далее следует уменьшение туристического потока, хотя температурные условия все еще не очень жестокие: около 17 градусов в самые холодные месяца. Таким образом, если хочется насладиться красотами острова Пасхи без галдящих толп, лучше приезжать в период с апреля по ноябрь.

Остров Пасхи является уникальным местом. Здесь можно полюбоваться вулканом, видимым даже из космоса, уникальными каменными изваяниями. Кроме того, население острова может многое поведать путешественникам, так как местные предания передавались из поколения в поколение. Так что теперь известно, где находятся острова Пасхи, и что они, а вернее он, собой представляют.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...