История черепичных крыш в таллине легенды. Путешествия. #2 Здание церкви Святого Олафа

УВЕРЕНЫ, ЧТО ЗНАЕТЕ О ТАЛЛИНЕ ВСЕ?
Не раз бывали на Ратушной площади и все кафешки "родные и знакомые"?
A знаете ли вы, что находится под Ратушной площадью?

МЫ ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО УДИВИМ!

«Легенды Таллина» - один из тех проектов, которые принято называть уникальными, чудесами света, гордостью города и страны.

Эта экспозиция спрятана в запутанных лабиринтах глубоко под землей прямо у ратушной площадью. Лабиринт состоит из 10 интерактивных комнат, насыщенных историей, преданиями и жизнью Старого Города Бароны и русалки, невинные девушки и могучие рыцари, жестокие судьи и жалкие люди - всех ждет страх или гибель!

Вы спускаетесь глубоко в подземелье, и начинается Ваше 40-минутное путешествие или, можно сказать, непростое испытание через века истории, Профессиональные актеры, механические куклы-роботы и фантастические видеопроекции будут сопровождать Вас из комнаты в комнату и представят «вживую» 9 самых жутких и пронзительных легенд старого Таллина.

В лабиринтах «Легенд Таллина» Вы:
- вознесетесь на лифте на шпиль древней церкви,
- услышите голос дьявола и песню русалки,
- переживете нашествие врагов и чумы,
- почувствуете ужасы инквизиции и войны
- узнаете о забытых открытиях.

«Легенды Таллина» располагаются в самом центре Таллина у Ратушной площади по адресу: ул. Кулласепа д.7

Режим работы:
ПН-ВС с 11:00 до 19:00.

Продолжительность программы:
40 минут

Стоимость посещения:
- полный билет (взрослые) - 13 EUR с человека
- льготный билет (дети до 18 лет, студенты, пенсионеры) - 10 EUR с человека
- семейный билет (2 взрослых+1 ребенок) - 30 EUR

ТАЛЛИНН, 8 авг — Sputnik, Светлана Бурцева. О Таллинне есть множество легенд и сказок, многие из которых уже известны и даже легли в основу захватывающих книг, спектаклей и фильмов. Однако всегда найдется что-то неизведанное и интригующее.

За такими новыми историями Sputnik Эстония отправился в гости к "городской знахарке" Травнице. И правду сказать, прохладный летний вечер, обильно сдобренный продолжительной грозой, составил пусть не очень удобную, но впечатляющую декорацию экскурсии по местам неизвестных легенд Старого Таллинна.

В добрый путь

Вооружившись куртками, капюшонами и зонтами, любители старины и "страшных" историй собрались у городской Ратуши. Группа смельчаков, жаждавших узнать нечто новое и таинственное, что еще скрыто на улочках любимого города, оказалась не маленькой - десятка три человек пришли послушать Травницу.

Она, в расшитом платье и колоритном, стянутом тугим поясом тулупчике, спокойным взором встретила любителей приключений. Голову Травницы покрывал черный длинный эннен, украшенный черной же ажурной вуалью. Длина этого средневекового убора прозрачно намекала на весьма не простую родословную "городской знахарки".

И горожане, и "купцы заморские", а попросту местные жители и туристы, посетившие столицу Эстонии, "попав под колдовские чары" Травницы, сразу же окунулись в яркую, эмоциональную, увлекательную сказку о нашем городе.

Вольный город, или Учите языки

Путешествие началось у стен Ратуши. И одной из первых историй было повествование о юном язычнике, его непотребном поведении в стенах церкви Святого Духа и незнании немецкого языка, на котором в те давние времена проходили богослужения. Все это привело невежду к суровому наказанию — три дня и три ночи, без сна, воды и даже туалета, прикованный к позорному месту, он должен был издавать нечеловеческие звуки… "Вывод - надо учить языки!" - не то шутя, не то серьезно подмигнула Травница.

И в то же время, несмотря на то что в добром городе Таллинне молодой человек вынужден был так тяжко отвечать за свой проступок, именно здесь он смог обрести свободу. Ведь Таллинн давал убежище крепостным и делал их своими вольными горожанами.

Свобода сбегавших от жестоких господ крепостных слуг начиналась в городском подвале, где, всего-то приложив под специальной записью вместо личной подписи свой палец, беглец обретал возможность через год и один день смотреть на своего уже теперь бывшего господина без страха.

Призрак Магнуса Ревельского

Проследовав по Ратушной площади мимо самой старейшей аптеки города, Травница провела своих затаивших дыхание слушателей к самому старому жилому дому на всем побережье. Здесь давным давно, в XIV веке, обитал приор монастыря доминиканцев. Более того, оказывается, слово "андроид" было известно уже в те времена, и в самом старом доме на всем побережье Финского залива обрело физическое воплощение. Завеса над тайнами дома с призраком приоткрылась буквально восемь лет назад, когда был открыт тайник со странными куклами.

Травница рассказала, что, если прийти к дому после полуночи, встать в определенном месте и смотреть в витражное окно, можно увидеть призрак со свечой в руках. Несомненно, призрак Магнуса Ревельского, как его называют, много чего ведает о жизни странного приора, который был (безусловно, за пределами монастыря) совсем не чужд волшебству и вполне нецерковным знаниям и умениям.

И замуровали, и казнили

Травница рассказала, что стены одной из башен вокруг Старого города, возведенной еще в начале XIV века, сохранили историю о замурованной в башне девушке. Оказывается, сложности строительства башни и козни темных сил вынудили строителей использовать стариннейший способ с замуровыванием живого человека.

© Sputnik / Светлана Бурцева

Вообще, по словам Травницы, в Средние века по всей Европе верили, что достаточно замуровать в стены дома живого человека, чтобы удачно закончить строительство. Душа несчастного помогала в строительных делах и впоследствии оберегала само строение.

Правды ради стоит упомянуть, что замуровать в старые добрые времена могли не только в целях строительства и сохранности постройки. По одной из легенд башни Толстая Маргарита, в ее стенах была похоронена живьем повариха Маргарита, готовившая еду для солдат настолько отвратительно, что злые и голодные воины, охранявшие город, так наказали эту даму. А так как нерадивая повариха была еще и безобразно толстой, башня получила впоследствии свое необычное название.

Впечатлившаяся туристка невольно воскликнула: "Я думала, Таллинн - добрый, красивый город, влюбленные гуляют по улицам. А у вас тут то казнили, то замуровывали!" Но что же делать? Средневековье, этим много сказано.

А вообще, не так все страшно в нашем городе. И среди неизвестных легенд нашлась история о настоящей большой любви, связанная с красивым домом на улице Лай - это "дом, где поселилось счастье", как сказала "городская знахарка".

Призраки бывают разные

Есть в Таллинне музей, сотрудники которого помнят истории еще недавнего прошлого, а именно времен Советского Союза, о напуганном призраками милиционере, о помогавшем раскладывать выставочную экспозицию привидении. Еще не страшно? А как насчет привидения печатного двора Матизена на улице Вене или выпавшей из картины серебряной табакерки?

А знаете, что работники посольства Швеции тоже столкнулись с легендой о призраках в своем здании? Чтобы усмирить этих неспокойных соседей, пришлось изучить историю здания, и только сравнительно недавно удалось справиться со странными явлениями. А еще в Таллинн периодически приезжают настоящие ловцы привидений. Более того, эти узкие специалисты привозят с собой специальную аппаратуру для ловли "не совсем людей".

Приручи себе помощника

Однако, по мнению Травницы, некоторых "не совсем людей" полезно не бояться, а приручать. Участники экскурсии узнали, что очень хорошо завести своего домового. Травница поведала о том, что домовые - это удивительно полезные существа, с которыми стоит задружиться, чтобы они помогали в осуществлении самых простых и вполне земных желаний. Хотите новый iPhone? Пожалуйста. А может, приглянулось дорогое украшение? И это реально. Попросите своего домового о помощи.

Только не так все просто. По словам Травницы, домовой не глупое существо. По первому зову он не явится и в объятия не кинется. Но к нему можно найти подход. Как уверила Травница, домовые испокон веков всегда помогали своим домашним хозяевам, и наши предки умели прекрасно с ними договариваться о своем благополучии и защите.

И все-таки Травница напоследок рассказала, что по ночам и темными вечерами предпочитает не гулять по переулкам Старого города, дабы не беспокоить тайных его жителей. "Много в городе призраков, так что, мои дорогие, ведите себя аккуратно ночью", - предупредила Травница.

За смелость, проявленную в путешествии по старым таинственным улочкам Таллинна, Травница позволила желающим участникам экскурсии погладить серебряную лягушку, украшавшую одежду знахарки, и пощекотать серых мышек, облепивших холщовую торбу целительницы. Этот ритуал призван подарить богатство и здоровье.

Занавес

Экскурсовод Наталия Праунина, прекрасно сыгравшая роль "городской знахарки", рассказала Sputnik Эстония, что экскурсия "Неизвестные легенды Старого города" стартовала в декабре 2016 года и пользуется успехом и у жителей Таллинна, и у его гостей. Конечно, такое эмоциональное путешествие имеет ограничение по возрасту, а именно рассчитано на людей не младше 12 лет. Для малышей организаторы экскурсий подбирают иную информацию о нашем городе, облачая истории в красочное, яркое представление.

По словам Наталии, зимой, когда темнеет рано, на подобную прогулку по Старому городу приходится брать с собой фонарик. И надо признать, что если в светлое время суток участники экскурсии достаточно смело шагают в подворотни и старые дворы, обмениваясь по пути впечатлениями, задавая вопросы, выражая переживаемые эмоции, то в темноте "народ уже не смеется, а идет молча, будто не дыша".

Как много еще неоткрытых тайн и неизвестных поворотов истории хранят стены Старого Таллинна…

Легенды старого Таллина

Наверное многие из нас любят попутешествовать. Прикольно бывает попасть в какой-нибудь хорошо сохранившийся средневековый город, походить по его древним улочкам и послушать байки от экскурсовода о его истории, легендах и поверьях. Особенно увлекательно звучат истории, в которых местами присутствует мистика. Вот и я решил нагнать немного страха и юмора на вас, и начать небольшую серию о таинственном, но родном моём городе Таллине. А именно, перескажу вам несколько городских легенд, страшилок и баек.

Как был основан Таллин.

Легенда гласит:
Около тысячи лет тому назад жил-был в Дании король, чьи сын и дочь воспылали друг к другу запретной любовью. Король, узнав об этом, решил изгнать дочь из своей страны, так как считал ее главной виновницей. Жестокое наказание придумал он — велел посадить принцессу на корабль без руля, а корабль этот направить в открытое море, чтобы дочь его никогда не вернулась домой.

Один из датских королей того времени Свен Вилобородый

Корабль долго блуждал по волнам, пока буря не прибила его к северному побережью Эстонии. Принцесса приказала отдать якорь и отправилась на лодке к берегу. Через какое-то время она приметила на побережье холм — могилу старого Калева (прим. герой финно-угорского эпоса Калевала) . Место это пришлось принцессе настолько по душе, что она пожелала заложить здесь город. Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сперва роскошный замок, а вокруг него — город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
Вскоре до короля Дании дошли вести о прекрасном городе, который основала его дочь. И возникло у него непреодолимое желание подчинить себе этот город. Поборов свою гордость, отправился король на поклон к дочери. Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу.
Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе. Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллин (Tallinn).
Комментарий: Из легенды следует, что Таллин основали датчане, однако уже в I тысячелетии н. э. Таллин был известной гаванью и местом торговли, являясь центром древнеэстонской земли Ревала.
В форме Рифаррика город упоминается в одной ирландской рукописи около 750 года, придворный географ сицилийского короля Рожера II араб аль-Идриси называет его в комментариях к карте мира, составленной им в 1154 году. Датчане завоевали город в 1219 году, при короле Вальдемаре II.

Камень Линды. Легенда о происхождении озера Юлемисте.

Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллине и поныне можно видеть это надгробие Калева — холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой — шелестят родные леса.

Скульптура Линды.

Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу — от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллине на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

Озеро Юлемисте. Посередине озера можно как раз узреть тот самый злополучный камень. Прямо за озером находится аэропорт

Коментарий: Прозаический пересказ Ю. Кундера (1852-1888) из песни второй эпоса «Калевипоэг».

Слуги Вана — Вигалаского барона.

Когда-то в усадьбе Вана-Вигала жил барон, в чьем услужении было множество духов.

Усадьба Вана-Вигала

Поехал он однажды в Таллин через озеро Юлемисте. Барон строго-настрого запретил кучеру оглядываться во время езды по воде.
Карета мчалась как по зеркалу. Когда она приблизилась к берегу, где было мелко, кучер все-же посмотрел назад. К своему великому изумлению он увидел, что вокруг кареты суетились духи: они переносили доски из-за колес кареты и ставили их впереди нее — так они строили мост, по которому ехала карета.
Как только кучер оглянулся, карета с упряжкой лошадей провалилась в воду. Но так как берег был сов-сем близко, кони вытащили карету на сушу и никто не утонул.
Барон и говорит кучеру: «Ежели бы ты оглянулся посередине озера, мы бы утонули. Духи перестают работать, если хоть кто-либо из людей видит их. Не смей больше нарушать мой приказ!»

Почему Таллин никогда не будет достроен.

Раз в году, в темную осеннюю полночь из озера Юлемисте выходит седой старичок, Ярвевана; спускается с холма к городским воротам и спрашивает у стражи:
— Ну как, готов город, или все еще строится?
В больших городах работы строителям всегда хватает: если не строятся новые здания, то и со старыми домами хлопот немало. То тут, то там надо подправить, подкрасить или перестроить, работа идет непрерывно, и не бывает дня, чтобы все мастера отдыхали одновременно. Но если вдруг случится небольшой перерыв, то об этом озерному старичку нельзя говорить и пол-слова. Страже у городских ворот дан наказ отвечать, ему всегда одинаково:
— Город еще далеко не готов. Пройдет много лет, прежде чем все работы будут закончены.
Тогда чудной старичок сердито качает головой, бормочет что-то невнятное, резко поворачивается и уходит обратно в озеро — его вечное жилище.
Но если озерному старичку ответят, что город готов и строить там больше нечего, воды Юлемисте устремятся с холма Ласнамяги на прибрежную низменность и затопят Таллин.

Недостроенный город Таллин

Коментарий: Легенда пересказана Ф. Р. Крейцвальдом в 1866 году в его «Старинных эстонских народных сказках». Мотив этот встречается и в «чистом» фольклоре (см. «Слуга Калева» в настоящем издании). Озеро Юлемисте находится высоко над Нижним городом и не раз его затапливало (в 1718, 1761, 1867 гг.).

Приключения мумии герцога.

В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем — мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове — завитой парик.

Мумия герцога.

Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.
Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллин. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллине, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллинцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.
И вдруг — как гром среди ясного неба — новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллинцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога — единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой «залог» в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.
Мумию герцога нашли. . . через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.
Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной «Пляска смерти» Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога — двести лет спустя после его смерти.

Как хозяин поместья Палмсе спас Таллин от неприятностей.

Однажды Таллинн, который называли девой, ибо еще никто не сумел овладеть им, целое лето осаждало неприятельское войско. И хотя крепостные стены и башни надежно защищали таллинцев, голод становился день ото дня все более лютым, и сердцами горожан овладели отчаяние и малодушие.
Спасителем города в этот трудный час оказался барон Пален, хозяин поместья Палмсе. Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших солдат не меньше, чем таллинцев, поэтому они набросились как волки на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам города откормленного быка, а также немного солода, и передал их горожанам.

Мыза Палмсе.

Горожане сварили свежего пива и отнесли его на передние земляные валы. На днища перевернутых бочек они налили пива — так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю.
Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. «Пропади все пропадом», — сказали солдаты, — «того не возьмешь измором, кто может еще столько пива наварить и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода».
На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллин был опять спасен.

Потомок смекалистого барона Матве́й Ива́нович Па́лен (1779-1863), генерал от кавалерии.

Коментарий: Предание, пересказанное Ф. Р. Крейцвальдом в «Старинных эстонских народных сказках», относится, вероятно, к событиям Ливонской войны (1558-1583). Именно в XVI веке за городской каменной стеной было начато сооружение земляных укреплений.

Понтус, торговец дубленой кожей.

Понтус Делагарди

Давным-давно лунными ночами на Ласнамяги люди видели всадника в железных латах на белом коне. Он предлагал прохожим купить дубленые кожи. Но желающих приобрести товар не находилось — покупателей отпугивал отвратительный запах кожи.
Однажды повстречался всаднику старичок с козлиной бородкой и спросил:
— Какую цену ты, братец, просишь за свою дубленую кожу?
Всадник ему в ответ:
— Хочу лишь спокойно уснуть в сырой земле.
Старичок просил рыцаря рассказать, кто же его заставляет бродить по ночам и не дает уснуть вечным сном. Вот что поведал ему всадник:
— Был я когда-то знаменитым полководцем, и звали меня Понтусом. Я велел сдирать кожу с мертвых солдат, отдавал ее дубильщику, а потом заказывал из этой кожи сапоги, кафтан и штаны, седло, ремни и уздечки. Все, что сейчас на мне, сделано из человеческой кожи. После моей смерти осталось много дубленой кожи. Когда я прибыл на тот свет и хотел войти в ворота, страж задержал меня: «Велено пустить тебя только после того, как ты продашь всю оставшуюся кожу. Будешь выходить из могилы по ночам и ездить около дорог на Ласнамяги от полуночи до первых петухов, пока не найдешь покупателя». Вот так уже в течение двух поколений я предлагаю дубленую кожу, но покупателей все нет.
— Я не побрезгую твоим товаром, — сказал старичок. — Если ты просишь только освободиться от ночных бдений, то цена мне подходит, по рукам. Сойди с коня и следуй за мной.
Понтус обрадовался покупателю, взял свои кожи и зашагал за старичком. Тот же привел его прямо в преисподнюю. У подземных врат старичок принял свой подлинный облик — превратился в черта с рогами и хвостом, и закричал страшным голосом:
— А ну-ка, выходите все те, с кого Понтус содрал кожу!
Тут выступило вперед множество его жертв, захотевших вернуть свою кожу и прикрыть нагую кровоточащую плоть. Черт, скаля зубы, учил их:
— Снимите с него кожу и растягивайте до тех пор, пока не хватит на всех, чтобы прикрыть косточки.

А. Дюрер. Всадник, смерть и черт. 1513. Резцовая гравюра

Коментарий: Предание содержится в «Старинных эстонских народных сказках» Ф. Р. Крейцвальда, по его мотивам написана баллада поэтессы М. Ундер (1883-1980) «Торговец кожами Понтус». Под торговцем подразумевается, вероятно, шведский полководец Понтус Делагарди (1520-1585). Надгробие его в алтарной части Домского собора — шедевр ренессансного искусства. Шведы, захватив под командованием Делагарди 6 сентября 1581 года Нарву, устроили там резню, в которой погибло около 7 тысяч человек.

О таллиннском Дон Жуане.

Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: «ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону — его могила. В году 1696″.

Домский собор

Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе «голубь». За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное — слыл дамским угодником и великим покорителем сердец.
Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви — герб рода Туве. О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллинском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Легенды старого Таллина. Загадки древней башни

    Когда-то башня церкви Олевисте была самой высокой в Европе. Градоправители Ревеля (так до 1919 года назвался Таллин) приказали построить башню-маяк, который видно даже с берегов финских земель. Первоначальная высота башни вместе с флюгером составляла 159 метров, что выше пирамиды Хеопса.
    Первое упоминание о церкви Олевисте встречается в 1267 году.



    Башня Олевисте (Олафа или Олева - варианты названия разные)

    Со строительством башни связана зловещая легенда о семи трупах и человеке в красном.

    Легенда о семи трупах и человеке в красном

    По легенде, никто из строителей не мог достроить шпиль башни. Семь смельчаков, которые взялись за руководство работами, упали и разбились.
    В городе появились слухи, что сам Дьявол не позволяет возвести шпиль. В старину цифра семь считалась магической.
    Богатые купцы назначили щедрое вознаграждение тому, кто осмелится продолжить стройку.



    Вход в башню


    Виды на город

    Наконец, в городе появился некий Олев, который согласился достроить шпиль за тысячу золотых.
    Вскоре мастер вызвал у горожан беспокойство. Олева на стройке постоянно навещал таинственный человек в красном костюме. Пошел слух, что мастер заключил сделку с Дьяволом.
    Строительство продолжалось быстро, и народ смирился со странным знакомым мастера. Олев не только руководил, но и сам принимал участие в опасных работах.
    Наконец, настал торжественный день возведения флюгера-петуха на шпиле башни. Накануне мастер получил свою оплату и отдал деньги жене.



    Я на башне

    Когда Олев устанавливал флюгер, он оступился и начал соскальзывать с башни. В толпе раздался смех, горожане увидели человека в красном костюме, который обычно приходил к мастеру. Незнакомец в красном исчез через мгновение, как сквозь землю провалился.
    Олев упал перед башней, из его рта выскочили жаба и змея. По старинной традиции жаба означает - жизнь, змея - смерть.
    Жена мастера вернула деньги, опасаясь, что золото «за душу мужа» принесет несчастье ее детям.

    С тех пор башня носит имя мастера Олева.


    По другой версии легенды, Олев скрывал свое имя. Никто не зал, кто тот смелый мастер. Однажды, накануне дня торжественного возведения флюгера, любопытный горожанин услышал колыбельную, доносившуюся из окон одного дома.
    «Спи, спи, мой малыш, папа Олев наш придет, много денег принесет…».
    Поразмыслив, горожанин догадался, что в песенке поется именно о таинственно мастере - все знали, что он получит богатую награду за свой труд. Новость разнеслась мгновенно.
    На следующий день, когда Олев устанавливал флюгер, толпа начала его подбадривать.
    «Олев! Олев!»
    Мастер отвлекся, оступился и упал с башни.


    Пожары башни

    Вечером 29 июня 1625 года башню поразила молния. По воспоминаниям очевидцев, башня превратилась в огненный столб. Из-за пожара башни загорелись сорок домов в городе. К счастью, ветер переменился, и искры от пламени отлетали за городскую стену. Проливной дождь потушил пожар.
    Восстановление башни долго не удавалось горожанам, снова возникли слухи о проклятье.


    Работы были завершены в 1651 году приглашенным зарубежным мастером. В 18 веке при ремонте башни был найден свиток с текстом «бюргер священной римской империи германского народа Ганс Коселер из Кульмбаха в Баварии чинил сию башню в 1651 году».
    Восстановленная башня оказалась ниже предыдущей, ее высота стала 139 метров.

    Удары молнии в башню повторялись несколько раз: в 1693, 1698, 1700, 1707, 1719, 1736 годах, но сильных повреждений не возникало.


    Второй разрушительный пожар случился 15 июня 1820 года, от которого сгорела не только башня, но и ближайшие жилые дома.

    В 1825 году российский император Николай I посетил Ревель. По его приказу начались работы по восстановлению башни. Работы стоили 500 тысяч рублей ассигнациями, потом были добавлены еще 112 тысяч рублей.
    Император поставил свои условия при строительстве. Церковь должна быть восстановлена в первоначальном средневековом виде, а вместо петухов на крыше башен царь приказал установить кресты.
    Работы были завершены в 1834 году. Высота башни вместе с крестом составила 138 метров.


    Небольшой отдых при спуске


    Виды на башню

    В наши дни высота башни 123 метра. Возникают споры, куда делись 15 метров?
    Предположительно, это связано с разной методикой измерения: от уровня моря или уровня улицы.

    Башня Олева утратила свое лидерство в 1881 году, когда в немецком городе Ульме установили башню церкви высотой 161 метр.



    Напротив башни расположено Министерство сельского хозяйства


    На ступеньках министерства отдыхают туристы


    Соседняя улочка Другой Олев

    Есть другая версия названия башни. В средневековом Ревеле была гильдия строителей и ремесленников, которая называлась «гильдия святого Олева».

    Олев (Олай по-немецки) - норвежский король 9 века, прославившийся распространением христианства в Скандинавии. Святой уничтожал языческую ересь огнем и мечом.
    Культ короля Олева потом распространялся в эстонских землях вооруженными миссионерами.

    Легенд с королем Олевом связано немало, но это уже отдельная длинная история.



    Соседние дома


    Детали домов


    Оригинальные занавески


    Маленькая я на фоне большой башни


    И еще виды на башню

    Таллин. Прогулка в прошлое

    Продолжаю рассказы о старинном городе Ревеле (так до 1919 года назывался Таллин). Спасибо за экскурсию Ульяне из Discover Estonia и доброму френду-попутчику samiznaetekto , который помог мне вспомнить всё и идентифицировать неопознанные дома.


    Пройдя через Ратушную площадь мы оказались на "улице кондитеров", в старину в этом городском квартале пекли булочки и пирожные.


    Старинная булочная, дом 1656 года.
    Дом перестраивался в 18-19 веке, но над дверью сохранилась вывеска с указанием даты открытия.

    Рядом расположился ресторан "Бальтазар" или "чесночный ресторан",
    в котором готовят чесночные блюда.


    Церковь "Святого Духа", построенная в 14 веке купцами, которые фактически управляли городом.

    У церкви два входа. В высокую дверь слева входили состоятельные господа, а соседняя маленькая дверь была для прихожан-простолюдин.



    Часы на церкви появились в 16 веке

    Христианство в эстонских землях распространялось в 13 веке рыцарскими орденами - «Орденом меченосцев» и «Ливонским орденом». Рыцари пытались уничтожить «дьявольскую веру», казня непокорных и разрушая капища.
    Язычники, испугавшись смерти, покорились, но в душе вере предков не изменили. Когда новообращенных силой приводили на проповеди, они надевали варежки с вышитыми узорами. Слушая проповедь, прихожане складывали ладони крест на крест, и узор на рукавицах образовывал защитный знак.
    Суеверия и приметы языческой культуры сохранились до сих пор. Например, насыпать на ночь во дворе зернышек для добрых духов, чтобы они принесли удачу. А древний праздник Янова Ночь 24 июня (кстати, мой день рождения) является государственным праздником.


    Башня церкви "Святого Духа"

    Богатые купцы не любили платить жалование. Поэтому часто труд рабочих оплачивался индульгенциями - бумажкой об отпущении грехов.



    Сад датского короля.

    По легенде в этом месте охотился датский король Вальдемар II, захвативший эстонские земли в 13 веке.
    Увидев косулю, король приказал своим рыцарям поймать ее и привести живьем. Спасаясь от солдат, косуля упала со скалистого обрыва и разбилась. Тогда король Вальдемар произнес "Rehfall", что означает "косуля пала". По одной из версий эта фраза трансформировалась в название города "Ревель". По другой версии Ревель переводится как "лисий край".



    Скульптура косули


    Печать короля Вальдемара II


    Начало подъема на "Вышгород". Верхний город, где жили благородные рыцари.


    Подъем на Вышгород


    Улица пьяного рыцаря

    Ширина улочки 3,5 метра. По этой улице нетрезвый рыцарь мог проехать верхом, цепляясь копьем за стены, и не упасть с лошади. Если рыцарь был настолько пьян, что ему и это не удавалось, то его наказывали розгами за пьянство. Такой вот тест на алкоголь.


    Позднее эта улица стала причиной ссор и дуэлей. Кавалеры любили прогуливаться по этой улочке с дамами. Модные пышные юбки дамских нарядов не позволяли двоим парам обойти друг друга. Встретившись посреди улицы, дамы и их кавалеры не желали уступать друг другу дорогу. Тогда градоправители постановили пропускать вперед старших, что повлекло еще больше конфликтов. Пропуская вперед, господа часто ехидничали "проходите, старички".
    Чтобы прекратить скандалы, было принято решение гулять по улице только в одну сторону.



    В этом домике расположилось посольство Нидерландов


    А в этом здании находится Художественная академия
    В 19 веке здесь давали городские балы


    А в этом соседнем здании были конюшни


    Теперь тут рядом посольство Финляндии


    Ревель в 1835 году


    Дом Александра Бенкендорфа, основателя знаменитого III-го Отделения - российской спецслужбы.

    По одной из версий, Николай I во время визита в Ревель гостил в доме Бенкендорфа. Желая развлечь государя, Бенкендор собрал хор певчих, которые исполнили "Боже царя храни" (первоначальное название "Молитва русских"), стихи В. Жуковкого на музыку А. Львова. Песня понравилась императору и вскоре стала национальным гимном.


    Александр Христофорович Бенкендорф
    Рис. Дж. Доу


    Угол дома Бенкендорфа


    Дверь дома Бенкендорфа с гербом


    Домский собор


    Средневековая школа для рыцарей, открытая датским королем в 13 веке.

    В средние века идея обучения грамоте не вызвала у местной аристократии интереса. Чтение и письмо считалось недостойным занятием для благородных господ. Достаточно было владеть оружием.
    Тогда король назначил для прогульщиков штраф в 10 монет.



    Особняк, построенный в 17 веке.
    В 19 веке принадлежал Александру фон Палену - главе эстонского рыцарства.


    В этом доме жил Петр I, который вместе с супругой Екатериной посетил Ревель в 1711 году.
    Дом принадлежал барону Вольмару Антону фон Шлиппенбаху.

    Ревель, бывший шведской провинцией, сдался войскам Петра Великого в 1710 году. Взятие Ревеля стало одной из важнейших побед Петра в Северной Войне против шведского короля Карла XII.
    Из-за чумы, император посетил город только год спустя. Горожане всех сословий встретили "обожаемого государя" торжественно, улицы были украшены, в окнах домов горели огни, раздавался колокольный звон, салютовали пушки.


    В этом красивом здании расположился парламент Эстонии.
    Первоначально это был дворец губернатора Эстляндского княжества, построенный по приказу Екатерины II.


    Владимир Долгорукий
    Один из губернаторов Эстляндского княжества 18 века


    Какие цветы сажать на газоне решает сама первая леди Эстонии


    Рядом возвышается башня Длинный Герман


    Православный Александро-Невский собор. Построен в 1900 году.
    В этом соборе с 1961 года служил Епископ Таллинский Алексий, будущий патриарх Алексий II

    Хочется закончить отрывком из стихов Петра Вяземского
    "Ночь в Ревеле"

    Да и ты, теперь опальный,
    А когда-то боевой,
    Ревель, рыцарь феодальный
    Под заржавевшей бронёй,

    Ты у моря тихо дремлешь
    Под напевами волны,
    Но сквозь сон ещё ты внемлешь
    Гул геройской старины.

    Ты не праздно век свой прожил
    И в руке держал булат;
    То соседов ты тревожил,
    То соседями был сжат.

    Много бурь и много славы
    Пало на главу твою;
    О тебе не раз державы
    Переведались в бою.

    Смелый Карл и Пётр могучий,
    Разгоревшие враждой,
    Как две огненные тучи,
    Разразились над тобой.

    Я люблю твоих обломков
    Окровавленную пыль;
    В них хранится для потомков
    Благородных предков быль.

    Эти язвы и седины —
    Украшенье городов:
    В них минувшего помины,
    В них помазанье веков.

    Ревель датский, Ревель шведский,
    Ревель русский! — Тот же ты!
    И Олай* твой молодецкий
    Гордо смотрит с высоты.

    Ратушная площадь служила рынком, где кипела вся жизнь средневекового города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин). Предположительно, название Ревель означает «лисий край».
    Другое старинное название города - Колывань (Город Калева — мифического героя-прародителя). Первое упоминание об этом городе встречается в 1154 году.



    Рыночная площадь старого Таллин а

    На Ратушной площади проводились городские праздники и казнь преступников.
    Наказывали розгами или привязывали к позорному столбу. Сквернословие и сплетни тоже считались в Ревеле наказуемыми преступлениями.


    Городское управление (совет магистрата) находился в здании Ратуши.
    Членами магистрата могли стать только состоятельные купцы. В 15 веке совет состоял из 14 ратманов и 4 бургомистров. Каждый ратман принимал на себя определенные управленческие обязанности.
    Упоминание о ратуше города Ревеля встречается в 14 веке. Здание перестраивалось в 15 веке. В 2004 году Ратуше исполнилось 600 лет.


    Здание Ратуши в наши дни


    Ратуша в 19 веке


    Так мог выглядеть ратман города Ревеля
    Рис. Зиттов Михель, ревельский художник
    Легенды о смертной казни

    О смертной казни в легендах города Ревеля упоминается только дважды.

    Легенда о пасторе-убийце. В средние века пастор Панике пришел в городской трактир и заказал себе омлет, который оказался подгоревшим. Пастор возмутился и велел сделать новое блюдо. Ему принесли другой омлет, который оказался еще хуже. В третий раз пастору сменили омлет, который снова оказался несъедобен.
    Начал пастор ругаться, а трактирщица «на каждое его слово - пяток в ответ швыряет».



    На площади расположилось много уютных кафе, на сервис которых пока не жалуются

    Но за некачественный сервис нахальная служанка вскоре поплатилась.
    «Рассвирепел пастор, дошел до белого каления. А когда в себя пришел, понял, что стоит посреди кухни с топором в руках, а служанка с переломленным черепом на полу лежит. Бросил пастор топор и в Ратушу направился. «Наказывайте, говорит, меня. Я средь воскресного дня человека убил»… Ну и казнили беднягу на Ратушной площади».
    Судя по легенде, сервис общепита средневековья был очень похож на советский.


    У Ратуши можно встретить людей в национальных костюмах
    На площади проходят фольклорные концерты


    На ступеньках Ратуши отдыхают туристы и артисты

    Другая история смертной казни рассказана в легенде о «Болтливом ратмане» .
    По закону города Ревеля ратманы не имели права рассказывать об обсуждениях, которые велись на совете магистрата.
    Жена одного из ратманов оказалась очень любопытной. Хотелось ей знать, о чем говорили в Ратуше. Никакие отговорки не могли унять ее любопытства. Однажды ратман не выдержал и выдал жене тайну.
    На следующее утро жена встретила соседку и все ей выболтала, вскоре о тайном обсуждении магистрата узнал весь город.

    В наказание ратмана заставили пробежать на четвереньках вокруг Ратуши. Болтливой жене велели взять палку и залезть мужу на спину. После того как ратман с женой на спине обежал Ратушу, ему отрубили голову.
    Говорят, что призраки казненных появляются по ночам на площади.



    Таллинские музыканты Здание ратуши

    Каждый этаж Ратуши имел свое назначение.

    В подвале - «подвальный зал» хранилось вино, продажа которого осуществлялась под контролем магистрата.
    Первый этаж ратуши (Торговый зал) использовался как склад ценных товаров.
    На втором этаже располагались Бюргерский зал и Зал магистрата.
    В Бюргерском зале проводились приемы для знатных гостей города и праздники.



    Вид на Ратушу

    В Зале Магистрата принимались городские решения.
    Над входом в Зал Магистрата есть надпись:
    «От лета господня 1651. Ратман, кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все личные треволнения: гнев, обиду, вражду, дружбу, лесть; себя самого и свои заботы посвяти обществу, ибо каков ты к другим — справедлив или несправедлив, таким ты предстанешь перед господним судом».



    На площади расположилось русское кафе "Тройка"

    Ратушная Аптека

    На углу Ратушной площади расположена аптека, упоминание о которой встречается с 14 века.
    Средневековые аптекари имели свои формулы лекарств.
    От боли в желудке продавались молотые собачьи какашки. Для предания волосам шелковистости и мягкости дамы покупали перемолотых высушенных ёжиков.


    Старинная аптека

    Самым лучшим лекарством было средство от неразделенной любви - сладкий марципан. Свое название эта сладость получила от имени своего создателя, которого звали Март.
    Аптекари исполняли также обязанности городских врачей.

    Аптекари платили аренду городскому магистрату не только золотыми монетами, но и вином, сладостями и бумагой. Из-за дорогой аренды аптекари разорялись, и здание аптеки на площади занимали другие медики.
    В конце 16 века аптекой управлял Иоганн Бурхардт, он стал родоначальником династии аптекарей ратуши. Бурхардт не покинул Таллинн даже при эпидемии чумы. Потомки аптекаря в 17 веке выкупили аптеку у совета магистрата за 600 тайлеров, но с обязанностью платить налог 30 тайлеров в год.
    Говорят, в аптеке Бурхардта лечился русский царь Петр I во время своего приезда в Ревель. В 1725 году, умирая, царь велел послать за Бурхардтом, но аптекарь не успел приехать.

    Легенда Старого Томаса

    Говоря о Ратуше и Ратушной площади нельзя не упомянуть легенду о Старом Томасе.
    Давным-давно, когда Старый Томас был еще не старым, а мальчиком, он любил наблюдать за турниром лучников в Попугаевом саду. Лучники должны были сбить фигурку попугая, победитель получил звания короля стрелков. Соревнования стрелков были любимым городским праздником.



    Сейчас в Попугаевом саду у крепостной стены каждый может проявить себя в стрельбе из лука

    По записям хрониста Бальтазара Руссова:
    «Велики были увеселение и отрада граждан от стрельбищ в летние дни между Пасхой и Троицей. Одна гильдия за другой ходили стрелять «птичку». А происходило это таким образом, что прошлогодний победитель, нарекаемый «старым королем», направлялся во главе длинного шествия за город, «на птичку». Устраивалось это по воскресеньям, причем короля сопровождали городские трубачи и два старшины из самых почтенных членов общины. Вся община, и стар, и млад, сходилась к этому увеселению не без великой опасности от стрел с железными наконечниками, иногда кое-кого ранившими.

    И когда они полдня метали стрелы по птичке и сбивали ее с шеста, нового короля поздравляли со всех сторон громкими возгласами. И возликовали все друзья короля и все те, кто заключил на него пари. Вскоре после этого новый король между двумя почтеннейшими был сопровожден всеми членами гильдии под звуки фанфар через город в зал гильдии. А перед зданием улицы были полны народу - мужчин, женщин, дев, детей и всяких, с великим изумлением и радостью глазевших на короля. А он должен был носить шест с привешенной серебряной птичкой.


    Так выглядел "серебряный попугай" - переходящий приз "короля лучников"


    Перед королем высоко держали его стальной арбалет и стрелу, коей была сбита деревянная птичка. И когда они входили в гильдию, там все было уже хорошо и роскошно изукрашено. К праздничной трапезе собирались также жены и дочери гильдейских братьев. Из самых красивых дев королю выбирали невесту, даже если он уже был женат. И эта самая королева должна была все время с ним сидеть и танцевать.

    А такие состязания у шестов с птичкой длились после Пасхи три воскресенья подряд. По этим же воскресеньям после обеда даже священники были свободны от обычных обязанностей, поскольку всяк не в церковь, а на птичку шел...»

    Победитель в знак почести получал в подарок серебряное блюдо и должен был угостить своих товарищей пивом и окороком.

    Однажды участники турнира никак не могли попасть в мишень. Тогда юный Томас пустил свою стрелу, которая поразила мишень.
    Проигравшие лучники хотели «побить палками» малолетнего хулигана, но горожане оценили талант Томаса - за счет городской казны обучили мальчика, который стал городским стражником. Повзрослев, Томас проявил себя как храбрый воин и снискал почтение горожан. Фигуркой Томаса украсили крышу ратуши.


    Марка со Старым Томасом

    Из хроник 1531 года:
    «Маляру Иоахиму уплачено семь серебряных марок за позолочение воина и шара на башне Ратуши».



    Наш обаятельный экскурсовод Ульяна из Discover Estonia


    Вот и мы все в сборе (слева направо).
    Наш четкий гид Миша samiznaetekto , настоящий блогер Сергей buser ,
    общительный организатор Руслан unis , позитивная зажигательная Лена lenchen ,
    моя скромная персона и наша экстремалка-яхтсменка Оксана oksa_sun .


    Я в фирменной майке с марсианином или "телепузиком", которую раздобыла на Таллинской телебашне. Об этом следующем посте, как мы залезли на башню Продолжаю тему легенд старого Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин).
    Старинных страшных историй о городе собрано немало. Самые распространенные: свадьба Дьявола, кошачий колодец и торговец человеческой кожей.
    Говорят, персонажей легенд можно встретить гуляя по ночному городу.


    Дом, где по легенде Дьявол праздновал свадьбу

    Свадьба Дьявола
    Однажды, один горожанин промотал свое состояние. В эту минуту отчаянья к нему в дом явился незнакомец. Гость попросил позволения сыграть свадьбу на верхнем этаже. Незнакомец пообещал награду, но предупредил, что никто не должен подниматься наверх. Каждого, кто увидит тайную свадьбу, ждет скорая смерть. Горожанин, который из-за разорения был готов на самоубийство, сразу согласился.

    Всю ночь на верхнем этаже дома горели огни, играла музыка, слышался топот от танцев гостей.
    Один слуга не смог побороть любопытства и поднялся по лестнице, чтобы посмотреть на тайный бал. Вскоре несчастный умер, но успел сказать, что той ночью видел свадьбу Дьявола.


    Верхнее окно (слева) ненастоящее

    Кошачий колодец
    Рядом с домом, где нечисть отгуляла свадьбу, находится «кошачий колодец». Сейчас это копия средневекового колодца 14 века.
    По легенде в этом колодце жила русалка, ночью она выбиралась и шла на охоту. Горожане, чтобы задобрить русалку, бросали в колодец кошек. В средние века кошек считали посланниками нечисти, поэтому жалости к ним не испытывали. В 19 веке колодец снесли и засыпали, опасаясь эпидемии.
    Копию колодца поставили в 1980 году накануне Олимпиады. Кошек туда больше не бросают.


    Копия "кошачьего колодца"

    Торговец кожей
    В 16 веке жил полководец Понтус Делагарди, прославившийся своей жестокостью. Говорили, что он отдавал приказы сдирать с пленных кожу, из которой мастера изготавливали сапоги, сумки, седла.
    Пунца (так Понтуса называли славяне) наводил страх даже на Ивана Грозного.


    Дом Понтуса в Ревеле
    Понтус - французский военный, он поступил на службу датскому королю, воевал против шведов. Попав в шведский плен, сразу переменил сторону. Был принят на службу шведского короля Эрика XIV.

    Понтус преуспел не только в сражениях, но и в придворных интригах. Он помог принцу Юхану свергнуть родного брата - короля Эрика. В благодарность Юхан назначил Понтуса распорядителем своей коронации в 1569 году.


    Понтус Делагарди (1520-1585 год)


    Принцесса София, ставшая женой старого полководца
    Умерла через три года после свадьбы

    В награду за службу в 1571 году Понтусу был пожалован баронский титул, а в 1580 году 60-летний полководец женился на Софии, внебрачной дочери короля.

    Полководец погиб в 1585 году в возрасте 65 лет, когда возвращался из очередного похода.
    Его лодка, следуя по реке Нарова, налетела на мель близ Нарвской крепости.
    По другой версии, в лодку попало ядро из пушки, которая салютовала в честь прибытия полководца.
    «Чёрт прибрал!» - говорили в народе о гибели Понтуса.

    Понтус Делагарди был похоронен в Ревеле, там его неприкаянный дух бродит ночами.
    По легенде, когда полководец погиб и подошел к вратам загробного мира, Ангел Смерти не пустил его. Понтус сможет обрести покой, когда продаст все вещи, которые по его приказу были сделаны из человеческой кожи. Каждую ночь с полуночи до утра Понтус должен бродить по улицам Ревеля в поисках покупателей.

    С тех пор ночью на улицах старого города появляется человек в латах верхом на коне и просит загробным голосом: «Купите кожу! Купите кожу!»

    Продолжение следует...

    Таллин. Древняя гавань

    Древняя гавань города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин) хранит немало морских тайн.
    На морскую тему меня вдохновила прогулка на паруснике, посещение Морского музей и ресторан Корсар.


    Причалы современного Таллина (фото мои)
    В этом посте у меня собрана история прошлого и настоящее старой гавани.



    Гавань Ревеля в 1827 году, рис. И. Гау
    Пираты Ревеля
    Пираты расположились на островах близ Ревеля - Аэгна и Найссаар. Они ночью зажигали костры, создавая видимость маяка, заманивая проходящие мимо суда на прибрежные скалы, а потом грабили.
    В 16 веке для борьбы с пиратами в Ревеле снарядили флот, моряки которого вскоре сами приступили к пиратской практике, грабя датские и шведские суда.
    Чтобы торговля проходила только через Ревель, каперы также не подпускали английские и голландские суда к Нарве, которая была захвачена Иваном Грозным.
    В 1561 году во время Ливонской войны городу пришлось обратиться за покровительством к королю Швеции, пиратские набеги на шведские суда были прекращены.


    Дом одного из пиратов. Он вместе с подельщиками разжигал костры, заманивая суда в ловушку.
    Когда ушел на покой, его состояния хватило на такой домик

    В 1569 году датские корабли атаковали суда Ревеля прямо в бухте, 30 кораблей было сожжено. В ответ 11 июля 1569 года ревельские солдаты палили из пушек со стен крепости по датским кораблям, захватившим побережье.

    Цитадель Петра Великого
    По свидетельству подводного археолога Велло Мяса, воды таллиннской бухты скрывают крепость, которая была построена Петром I в 1715-1718 году для защиты от нападения шведских кораблей.
    Крепость находится под водой на расстоянии 900 метров от берега.


    Крепость Петра под водой. Фото Postimees


    Вело Мяса так описывает свое открытие:
    «Морская вода в Эстонии мутная, так что далеко не увидишь. Под водой начинающему дайверу без дополнительных приборов не понять, на какой глубине он находится. Поскольку видимость была плохая, то развалины цитадели появились совсем неожиданно, как какое-то сказочное привидение из другого мира.

    Сначала мы увидели одиночные бревна, потом — высокую стену из бревен. Вообще-то стен было две, одна построена внутри другой, вместе они образовывали сруб или ряж, напоминающий каркас башни площадью примерно сто квадратных метров. Между внутренними стенами был плотно уложен известняк. Таких ряжей было три. По словам Мясса, когда то цитадель была морской крепостью, пушки которой защищали вход в таллиннский порт».


    Гавань наших дней

    Последний пункт отправления кораблей
    Бухта Ревеля стала последним пунктом отправления кораблей, крушения которых были самыми трагичными в истории российского флота. Покинув Ревель, эти суда не вернулись.

    Гибель парусника «Лефорт»

    Линейный корабль «Лефорт», следовавший из Ревеля в Кронштадт, затонул 5 октября 1857 года. Причина гибели судна неизвестна.
    Погибло более 800 человек, в том числе 66 женщин и 19 детей.


    Гибель "Лефорта", рис. И. Айвазовский
    Историк Владимир Шигин пишет: «В те времена перевозка на военных судах членов семей моряков была вполне обычным делом. В данном случае корабль уходил на зимовку в другой порт, и любящие жены отправились туда за своими мужьями. В числе пассажиров, отправлявшихся на "Лефорте" в Кронштадт, была жена командира с двумя племянницами-подростками (...) жена унтер-цейхвахтера Никитина, жена состоящего по адмиралтейству прапорщика Иванова, жена подполковника корпуса морской артиллерии Дмитриева с сыном. На "Лефорте" находилось немало и матросских жен, часть из которых были с детьми».

    Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс.


    Останки корабля "Лефорт"

    «В ходе обследования морского дна гидроакустической станцией вчера был обнаружен большой подводный объект, который был предварительно идентифицирован, как корабль, лежащий на морском дне. Это парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт", затонувший осенью 1857 года. До сегодняшнего дня его местонахождение оставалось неизвестным» , — по заявлению главы пресс-службы западного военного округа Андрея Бобруна.

    Гибель броненосца «Русалка»

    7 сентября 1893 года в 8.40 броненосец «Русалка» вышел из порта Ревеля.
    В 10 часов в Финском заливе начался шторм, в 11.40 по свидетельству экипажа судна «Туча» - броненосец скрылся из виду в тумане. Больше «Русалку» никто не видел.
    На борту пропавшего судна находилось 177 человек. Событие вызывало волнения в царской России, был создан фонд помощи семьям погибших моряков. Трагедию вспоминали несколько лет.
    Пропавшее судно найти не смогли.
    Только в 2003 году археолог Велло Мясс обнаружил место гибели броненосца в 25 км южнее Хельсинки.


    Броненосец "Русалка". Фотографии из фондов Эстонского Исторического музея.


    7 сентября 1902 года благодаря пожертвованиям был поставлен памятник погибшим,
    скульптор А.Г. Адамсон.

    Газета «Ревельские известия» о трагедии:
    «Гибель сердца жгучей болью отозвалась в сердцах русского народа; горькими слезами оплакивалась товарищами судьба погибших моряков; неутешным горем поразила она их родственников и друзей, — продолжало издание. — Горе было тяжелее от той необычной обстановки, той таинственностью, которою было покрыто исчезновение броненосца среди бела дня у берегов родины. Нет человеческих сил, способных передать те душевные муки, которые должны были испытать люди долга, расставаясь с жизнью в волнах родного моря, в нескольких милях от родины и друзей».

    Газета «Новое время» о памятнике броненосцу:
    «Над погибшими воинами ставят памятники, над могилами близких людей - кресты. К ним приходят помолиться, вспомнить покойных; нужно, значит, подумать и о памятниках геройским жертвам водяной стихии, нашим отважным морякам».

    Парусник «Kajsamoor»
    Поискать подробности этих историй меня вдохновили рассказы капитана парусника.
    «Kajsamoor» (год постройки 1939 год) - шотландское судно, на котором во времена второй мировой войны перевозили оружие. Фашисты не принимали парусники всерьез и никогда не проверяли. Судно несколько раз меняло порт приписки в разных странах Европы, и теперь принадлежит Эстонии.


    Красивый парусник.
    На него бы успели в последний момент после экскурсии на телебашне


    oksa_sun


    oksa_sun за привычным делом


    Капитан рассказывает


    Сначала был чай с печеньками, а потом гостей угостили вкусной наваристой ухой


    Вид на Старый город


    Интерьер парусника
    Любителям пиратской романтики обязательно нужно тут побывать.


    Вход в ресторан находится в холле бара "Бирхаус"


    Пиратский зал


    Пиратская сервировка


    Пиратский повар


    Пиратские официанты


    Пиратский туалет


    Пиратские пепельницы


    в пиратской курилке

    На этом морскую тему Таллина не заканчиваю, мы еще побывали в Морском музее.

    Таллиннские Легенды - увлекательное путешествие в прошлое

    Таллинн с его длинной и увлекательной историей известен многими завораживающими легендами. Старинные истории пришли из далёких времён средневековья в наши дни, неся в себе как человеческое величие, так и дьявольскую низость. Однако впервые как горожане, так и гости города сами получат возможность попасть в средневековье, ощутить дыхание времени, пережить радости и печали людей тех незапамятных лет, почувствовать любовь и ненависть, как это чувствовали средневековые горожане.

    Таллиннские Легенды объединяют городскую историю, оставшуюся за тенью столетий, живое мастерство актёров и спецэффекты, создаваемые по последнему слову техники - все это создает подлинную иллюзию путешествия во времени и каждый, кто войдёт в игровую действительность Таллиннских Легенд, окажется среди увлекательных событий, забыв обо всем прочем и став частью ожившей истории.

    Таллиннские Легенды - это приключение, которое невозможно пересказать словами. Чувство, которое возникает при гонке в прошлое на машине времени, надо ощутить самому. Лишь в волшебном мире Таллиннских Легенд можно подняться на высокую башню только что выстроенной церкви Олевисте, пройти по улицам, разоренным эпидемией чумы, спуститься в глубокие подвалы суда инквизиции, послушать удивительную песню, доносящуюся из русалочьего колодца, вместе с девушкой, замурованной в Девичьей башне, всплакнуть о бренности ускользающей молодой жизни, поприсутствовать на казни высокомерного барона Йоханна фон Юкскюлля, обнаружить в мастерской мрачного алхимика сладострастного вкуса марципан, и вместе с наёмными солдатами спеть удалую боевую песню. Путешествие во времени делает особенным то обстоятельство, что в качестве гида гостей к мрачным тайнам древнего Таллинна будет сопровождать лично сам господин Сатана. Присутствие столь высокого и могущественного лица гарантирует незабываемое впечатление.

    МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

    Таллиннские Легенды расположены прямо в сердце старого города, рядом со старейшей ратушей Европы, по адресу Кулласепа 7.

    ЛЕГЕНДЫ

    Строительство Олевисте и проклятие, наложенное на церковь

    В свое время церковь Олевисте была самым высоким строением Европы. Этот удивительный, возносившийся к небу Божий храм начали строить в 1267 году и строительство продолжалось целых сто лет.

    Современникам казалось, что работам как будто мешает Сам Нечистый. Возлагавший надежды на церковь и установивший краеугольный камень зодчий упал с высоких лесов и разбился насмерть. Не лучше обстояли дела и у следующих шестерых мастеров, которые связали свою судьбу с возведением величественного здания. Лишь восьмой строительных дел мастер, которого звали Олев, смог довести работу до конца. Но его век тоже оказался недолгим. Украшая церковную башню венком по случаю окончания строительства, Олев услышал, как кто-то окликает его снизу, наклонился, чтобы посмотреть, но упал и разбился, как и его предшественники.

    29 июня 1625 в церковную башню ударила молния и гигантское здание загорелось. После этого стрелы молнии поражали Дом Господень ещё тринадцать раз.

    Вы побываете в башне Олевисте, бросите оттуда взгляд на город и вместе со стрелами молний спуститесь вниз, попав в глубокое средневековье.

    Страшная тайна Девичьей башни

    В средневековой Европе существовало незыблемое представление, что если в крепостную башню или стену замка замуровать живую девушку, строение будет стоять незыблемо до конца времён. Не был в этом отношении исключением и Таллинн. Когда в 1360 году крепостную стену Таллинна стали дополнять новой четырёхугольной сторожевой башней, для ее усиления решили замуровать непорочную девушку в стену первого этажа башни. Несчастная дева должна была ценой своей жизни придать башне невиданную доселе прочность.

    Жребий выпал на красавицу Грете, которая, несмотря на все старания родителей спасти дочь, была тайно уведена из дома и замурована в маленькую каменную нишу. Ещё несколько ночей проходящие мимо башни слышали тихий плач, но потом он прекратился, и людская молва стала называть новую сторожевую башню Девичьей башней. Башня и в самом деле выстояла во всех войнах и испытаниях, выпавших на долю города и по сей день украшает силуэт Таллинна.

    Вы сочувствуете сомнениям и страху смерти молодой девушки и провожаете взглядом хрупкую фигуру красавицы, пока холодные камни не поглотят ее.

    Чума

    Как и большинство городов, Таллинн неоднократно посещала страшная эпидемия чумы, которая тысячами уничтожала людей. Ужасную болезнь считали карой господней, помощи от которой искали в постах и молитвах, запирая свои дома и убегая из города, очищая помещения дымом можжевельника и омывая себя травяными настоями, но ничто не помогало - от дома к дому, от улицы к улице двигалась Чёрная Смерть своим жутким путём, не оставляя нетронутым ни одного замка, ни одной хижины. Смерть уравняла людей. Но в то же самое время, когда улицы заполнялись трупами, между которыми лавировали облачённые в странные костюмы врачи, лечащие от чумы, в одном из домов собрались развратники и пьяницы, которые проводили дни в непристойностях и обильных возлияниях, однако чума не коснулась их. Очевидно, эти прожигатели жизни были слишком грешными даже для самой смерти.

    Художник Берндт Нотке увековечил чудовищную чуму 14 века на картине, которую назвал «Пляской смерти». Эта известная картина находится в Таллинне в церкви Нигулисте и напоминает времена, когда вымерла половина жителей города, начиная с грудных детей и кончая высокородными господами.

    Вы видите разорённые чумой улицы, покидающие город обозы с беженцами. И внезапно появляется сама Смерть, которая затягивает вас в смертельный танец, в конце которого зияет небытие.

    Возмездие

    Средневековые люди испытывали страх перед возмездием, которое ожидало всех грешных. Несчастные попадали в адский огонь, однако туда можно было попасть уже на земле, если ретивые слуги божьи считали, что ты нарушил церковные каноны.

    На гербе доминиканцев изображена собака, несущая факел. Монахи считали себя псами господними, задачей которых было осветить путь для праведников и подвергнуть страданиям грешников. Попасть в опалу к святым отцам было несложно - стоило лишь какому-нибудь соседу отправить в монастырь донос - и отступника хватали, чтобы представить перед суровым судом святых отцов. Для тех же, кто хоть раз представал перед церковным судом, путь спасения был отрезан. Ведьмы горели на кострах, невест сатаны топили зимой в прорубях, вступившие в сговор с нечистыми силами горожане пропадали в полночь и больше никогда не возвращались домой.

    Вы пройдёте через высокие монастырские ворота и предстанете перед святым судебным надзором, где всевидящий глаз взвесит и ваши грехи. К счастью, есть возможность сбежать из этого страшного места, и вы это совершите, слыша за спиной угрожающий лай собак и звон тюремных кандалов. На этот раз вы останетесь невредимыми - какая удача!

    Алхимик

    Когда вокруг свирепствует смерть и жизнь не стоит ни гроша, возникает желание найти формулу бессмертия. В 1420 году, когда население Европы уменьшилось наполовину в результате войн и эпидемий чумы и будущее казалось безрадостным, сотни алхимиков начали поиски формулы бессмертия.Один из таких учёных оказался и в Таллинне и истребовал у Таллиннской ратуши помещение, где можно было бы завершить научные изыскания и подарить горожанам вечную жизнь. Целую ночь, возился он со странными опытами и время от времени из окна виднелись языки пламени и из трубы валили облака дыма, но на утро алхимик исчез. На столе был обнаружен рецепт и по нему городской аптекарь изготовил невиданно вкусное вещество, которое начали продавать как средство, возбуждающее мужские способности. Вещество получило название марципан и действительно - в Таллинне стало рождаться множество детей и горожане унаследовали вечную жизнь.

    Суеверные же до сих пор утверждают, что в помещении, где алхимик составлял свой невероятно полезный рецепт, справлял свадьбу сам Сатана. Властелин Зла, якобы оставил рецепт для того, чтобы заманить людей на путь греха. Ну что ж, каждый смотрит на мир со своей колокольни.

    Вы поприсутствуете вместе с алхимиком при опасных опытах, в результате которых родится марципан. Если вам повезёт, вас тоже коснётся чудодейственная сила марципана, и ваша семейная жизнь станет небывало единодушной и плодотворной. Это бонус, который вы получите, посетив Таллиннские Легенды.

    Русалка

    До сего дня на улице Ратаскаэву можно увидеть старый колодец, с которым связана легенда о прекрасной девушке, найденной на морском берегу. Девушку привезли в город, нарядили, как принцессу и решили выдать замуж за богатого молодого человека, однако уже в первый вечер она исчезла из дома. Всю ночь звучало над городом неземное пение и утром, когда пошли посмотреть, что же случилось, девушку нашли в колодце. Вода призвала ее к себе. И на следующую ночь произошло то же самое, только теперь пение доносилось из города в сторону моря и звало на заре в пучину волн. Ибо тот, кто подарил себя водам, не избавится вовеки от тоски по тихим морским глубинам.

    Больше в городе девушку никогда не видели. Но в сердце тех, кто слышал ее пение, осталась непонятная жажда любви, которую унаследовали все таллиннцы. И сегодня с любовью приходят на морской берег полюбоваться лунным светом, и одинокие души, превозмогая морские ветра, находят на берегу утешение и надежду на то, что встреча с любимым не за горами. Однако есть и те, кто выйдя на берег, никогда больше не возвращается назад, как это случилось с прекрасной русалкой.

    Вы услышите восхитительную незабываемую песню и почувствуете дурманящий зов вод. С вами будет волшебная история о тоске и любви и вы сразу поймёте, что, несмотря на суровые времена, войны и болезни, были и в средние века такие моменты, когда люди чувствовали себя по-настоящему счастливыми.

    Казнь Йоханна фон Юкскюлля

    Время средневековья заканчивалось, и ценность человеческой жизни стала возрастать. Установление Любекского городского права значительно повысило самосознание жителей Таллинна. Здесь жили свободные ремесленники и торговцы, и крестьянин, которому удавалось спрятаться в город на один год и один день, освобождался от крепостного ига. Город рос и становился сильнее. Рыцарство более не подчинялось верховной власти, а было самостоятельным.

    Тайно пробравшийся в 1535 году в Таллинн вместе с отрядом головорезов барон из Рийзипере Йоханн фон Юкскюлль нашёл здесь своего беглого крестьянина, силой увёз его прочь и убил. Горожане, возмущённые самоуправством, потребовали у ратуши справедливости, тогда городские власти арестовали барона и приговорили к смерти за убийство.

    7 мая, когда судебный приговор хотели привести в исполнение на загородном холме с виселицей, на место прибыли приспешники барона с намерением освободить своего господина. Для того, чтобы предотвратить кровопролитное противостояние, Юкскюлль был казнён между опущенными городскими воротами. Палач отсек голову дворянина, и тем самым закон одержал верх над предубеждениями, а время средневековья в Таллинне закончилось.

    Вы увидите гордого барона, насмехающегося на городским правом и то, как высокомерный человек будет сломлен перед лицом смерти. Вместе с жителями древнего Таллинна вы будете праздновать победу справедливости и переживёте момент, когда голова преступника будет воздета на кол.

    Путешествие пройдёт по 9-ти векам, с самого начала средневековья, заканчивая первым судом, в результате которого был казнён Барон фон Юкскюлль. Что знаменует окончание средневековья в Эстонии. Эти 9 легенд, которые мы выбрали в Таллиннские Легенды, связаны с такими реальными местами как, например церкви Олевисте и Нигулисте. Также Марципановый домик и ведьмин колодец. Мы также поговорим о Понтусе Делагарди, который был наместником правителя Эстонии в средние века и победил в 7-летней северной войне.

    Продолжительность представления - 40 минут

    Представление может идти на одном из четырёх языков - русском, эстонском, английском или финском.

    Количество человек в группе - до 15 человек.

    Проходимость - новая группа каждые 15 минут.

    Время работы - ежедневно, с 11:00 до 19:00 (последняя группа в 21:00)

    Возрастные ограничения - детям до 10 лет не рекомендуется.

    Стоимость билета - 15 евро / взрослый, 10 евро / ребёнок, 35 евро / семейный (2 взрослых и 1 ребёнок до 16 лет)






    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...