невеселое эссе о самом красивом лайнере ссср. Ту154. невеселое эссе о самом красивом лайнере ссср Может ли планировать ту 154

МОСКВА, 4 дек - РИА Новости. Авиационные эксперты не знают случаев посадки самолетов Ту-154 при отказе на высоте всеми тремя двигателями и призывают отказаться от эксплуатации пассажирских воздушных судов подобного типа.

Экипаж самолета Ту-154 ОАО "Дагестанские авиалинии", совершавшего в 14.07 мск 4 декабря рейс №372 из Москвы в Махачкалу, через несколько минут после вылета из аэропорта "Внуково" сообщил диспетчерам об отказе всех трех двигателей на высоте 9,1 тысячи метров и принял решение об экстренной посадке в аэропорту "Домодедово". В результате аварийной посадки самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и переломился на несколько частей.

По данным транспортной прокуратуры, на борту находились 163 пассажира и девять членов экипажа, среди пассажиров был семь дети. В результате аварийной посадки погибли два человека, около 60 человек пострадали.

Чудесное спасение

Президент профсоюза летного состава РФ, командир Ил-96 "Аэрофлота" Мирослав Бойчук, который ранее летал на Ту-154Б и Ту-154М, высказал мнение, что посадить самолет типа Ту-154 при отказавших на высоте девяти километров трех двигателях, возможно, но для этого необходимо проявить "недюжинное мастерство".

"Если на такой высоте отказывают все двигатели на самолете такого типа, то можно планировать (пролететь с отказавшими двигателями) еще 120 километров. Тут надо проявить мастерство. То, что они выкатились за пределы ВПП, говорит о том, что они, скорее всего, страховались и садились без реверса", - отметил Бойчук.

"Они молодцы. То, что они сделали - это некое чудо", - сказал Бойчук, который налетал на Ту-154Б и Ту-154М примерно пять тысяч часов, из которых около двух тысяч часов в качестве командира воздушного судна.

В свою очередь другой эксперт, гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" (лат) Борис Рыбак сообщил РИА Новости, что самолет типа Ту-154 можно благополучно посадить при отказе третьего двигателя на малой высоте, однако он отметил, что не слышал о случаях, когда самолеты Ту-154 сажали при отказавших трех двигателям с большой высоты.

Уже не на высоте

Эксперты полагают, что состояние самолетов подобного типа уже не на прежней высоте, и отказы двигателей являются очень тревожным симптомом, ставя под вопрос дальнейшую эксплуатацию воздушных судов в целом.

Рыбак сообщил, что знает случай, когда летчикам удалось посадить самолет без жертв при отказавшем третьем двигателе за 10-15 метров до земли.

"Если отказ третьего двигателя уже после отказа первых двух происходит на небольшой высоте, то самолет посадить возможно, в частности потому, что гидроаккумуляторы отказывают не сразу. Если отказ всех двигателей происходит на большой высоте, то самолет неуправляем, и посадить его невозможно", - сказал Рыбак, добавив, что о таких случаях он не слышал, но если это случилось, то это "большая удача".

Опубликовано 04.12.10 20:12

У самолета Ту-154, совершившего жесткую посадку в аэропорту "Домодедово", отказали три двигателя, генератор и система навигации.

"Когда самолет был на высоте 9 тысяч 100 метров, то помимо отказа двигателей в самолете произошел отказ генераторов и навигационного оборудования", - рассказал представитель Росавиации РИА "Новости" .

Из-за отказа навигации и сложных метеоусловий пилоты не смогли попасть точно в створ взлетно-посадочной полосы. Лайнер приземлился правее полосы, выкатившись за ее пределы. Столкнувшись с небольшим холмом, самолет раскололся на три части. К счастью обошлось без пожара.

Президент инткббээ профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук в беседе с корреспондентом РИА "Новости" назвал чудом экстремальную посадку ТУ-154 в Домодедово.

"Если на такой высоте отказывают все двигатели на самолете такого типа, то можно планировать (пролететь с отказавшими двигателями) еще 120 километров. Тут надо проявить мастерство", - приводит слова Бойчука информагентство.

Другой эксперт отметил, что никогда ранее не слышал о случаях посадки Ту-154 с тремя отказавшими двигателями с большой высоты.

В "Домодедово" аварийно сел ТУ-154: 2 человека погибли, 83 раненых

В аэропорту "Домодедово" через полчаса после вылета из аэропорта "Внуково" из-за отказа всех трех двигателей аварийно сел пассажирский "ТУ-154". На борту лайнера находились 171 человек.

Пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании "Дагестанские авиалинии" совершил аварийную посадку в аэропорту "Домодедово" через полчаса после вылета из аэропорта "Внуково" из-за отказа всех трех двигателей, сообщил РИА "Новости" источник в Росавиации.

По предварительной версии, самолет 4 декабря в 14 часов вылетел из аэропорта "Внуково". Во время набора высоты у него отказал один из двигателей. Экипаж принял решение совершить аварийную посадку, и в это время у машины отказал второй двигатель. При инткббээ заходе на взлетно-посадочную полосу в "Домодедово" у Ту-154 выключился последний, третий двигатель.

В результате жесткой посадки погибли два человека. Об этом сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на официальные данные московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ.

По последним данным получили ранения различной степени тяжести 83 человека, из них 10 человек находятся в тяжелом состоянии. По некоторым данным самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разломился на три части, врезавшись в небольшой холм.

К месту происшествия стянуты пожарные машины, высланы бригады "скорой помощи" и территориального центра медицины катастроф.

Как рассказали "Вестям" пассажиры, при аварийной посадке не сработал ни один аварийный трап.

"Несмотря на грамотные действия экипажа, подвела техника, - отметил один из пассажиров Валерий Чумак. - Почему-то, когда открыли двери, не сработал ни один трап, и мы вынуждены были прыгать из салона на землю, также пришлось эвакуировать раненых".

Еще один пассажир злополучного рейса, не пожелавший называть свое имя, рассказал, что во время аварийной посадки наибольшие травмы люди получили от соприкосновения с разрушенными частями самолета.

"Самолет так сильно развалился, что людей вместе с креслами приходилось доставать рядами. При этом пассажиры активно помогали друг другу выбраться из самолета. Была паника, но незначительная, спасибо экипажу", - подчеркнул он.

Всего на борту самолета находились 171 человек, включая семерых детей.

В "Дагестанских авиалиниях" отвергли возможность теракта на борту Ту-154, заявив, что такая версия даже не рассматривается. Там заявляют о технических причинах аварийной посадки.

По факту аварии возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". Расследование обстоятельств случившегося поручено специалистам центрального аппарата Следственного комитета. Дело взял под личный контроль генпрокурор России Юрий Чайка .

Что ж, сегодня поговорим о судьбе Ту-154, некогда самого массового самолёта в СССР, а сегодня планомерно выводящегося из эксплуатации всеми авиакомпаниями. Не скрою, что поводом к написанию заметки на эту тему стала откровенная клевета на самолёт, которую могут прочитать посетители сайта «Лукоморье» (ссылку давать специально не буду, дабы не способствовать распространению этой клеветы). Понятно, конечно, что сайт стёбный и на объективность не претендует, но надо же знать границы, где кончается стёб и начинается откровенное опускание кого-то или чего-то.

Так же следует отметить сформированное пропагандой мнение в народе, что Ту-154, это хлам и рухлядь, которой давно пора уступить место Аэробусам и Боингам. Сюда же можно отнести мнение, что любой отечественный самолёт заведомо менее надёжен, чем иностранный. И эти мнения бытуют в стране, совсем недавно бывшей мировым лидером в гражданской авиации. Позор!

Так что начнём с развенчивания мифов :

Об аварийности, якобы, забральной для Ту-154. Когда-то мне попался на глаза отчёт по многолетним данным, посвящённый аварийности тех или иных типов авиалайнеров. Так вот, на первом месте был В737, на втором был А310, и только на третьем - Ту154. При этом отчёт касался, в том числе, и постсоветского периода, то есть затрагивал время эксплуатации Ту154 в беднейших странах мира, с ненадлежащим обслуживанием, соответственно. В то время как «иномарки» в этих странах используются значительно реже и, соответственно, падают там реже. Если бы смотрели по Европе и США, то «тушка» была бы ещё ниже в этом печально рейтинге.

К сожалению, ссылки на публикацию данных отчёта у меня нет, но дабы не быть голословными и не получит обвинение в подтасовке данных, предлагаю список авиакатастроф за прошлый, 2010 год - всего погибло 7мь самолётов, из них 3 Боинга, 3 Аэробуса, и один Туполев (http://www.airdisaster.com/cgi-bin/view_year.cgi?year=2010). Так что ненадёжность наших самолётов - миф. Мы делали и, кстати, делаем надёжные самолёты, пусть мене комфортные и более «прожорливые», но надёжные, это факт. Если есть желание поспорить по поводу слова «делаем», то вот пример - Ту-204. За всю историю, эксплуатации (с 1996 года по наше время) самолёт не унёс ни одной жизни (аварии с ним были, но люди всегда оставались в живых). Задайте сами себе вопрос - многие ли из зарубежных лайнеров, за 15ть лет полётов, не потерпели ни одной катастрофы?!

На этом, думаю, мифы вполне себе развенчаны и наружу вынесена объективная статистика. Теперь, собственно, про Ту-154 (точнее, про вариант Ту-154М, который эксплуатируется сегодня).

Машина эта уникальна в семействе среднемагистральных самолётов. На Ту-154, единственном из массово используемых сегодня в нашей стране среднемагистральных самолётов, стоит три двигателя (на большинстве аналогичных машин - два). Для симметричного расположения силовых установок, их разместили в хвосте лайнера. У этой схемы есть свои плюсы и минусы:

Плюсы : Самолёт имеет гораздо большую тягововооружённость, чем модели с двумя двигателями (под крыльями), следовательно, в нормальных условиях, имеет большую приёмистость, более быстрый набор высоты, требует меньшей полосы для взлёта. В случаи отказа одного из двигателей, т.е. в ситуации, когда любому лайнеру с двумя силовыми агрегатами предписывается немедленно сесть, Ту-154 способен продолжать полёт в штатном режиме. Более того, при нормальной длине ВПП и не запредельной загрузке, Ту-154 способен взлететь при отказе одного из двигателей уже после скорости принятия решения (т.е. самолёт может выжить в той ситуации, когда катастрофа двухмоторного лайнера будет практически неминуема). Кроме того, особенности обтекания самолёта воздушным потоком на порядок снижают риск попадания птицы или иного предмета в двигатели. Более того, Ту-154, пожалуй, единственный из современных лайнеров, способен в штатном режиме использовать для взлёта и посадки грунтовые аэродромы.

Минусы : Главный минус самолёта с хвостовым расположением двигателей - это поведение на закритичных углах атаки. При потере скорости и выходе на недопустимые углы, самолёт ведёт себя подло - его не трясёт, как большинство других лайнеров, а он сразу уходит в сваливание, без предварительных симптомов. Однако на панели приборов все показатели отображается, и надо просто следить за скоростью и углом атаки, что бы избежать подобий ситуации (что пилоты обязаны делать на любом лайнере). Ещё один минус - это практическая невозможность вывода из плоского штопора (к которому, как известно, самолёт тяготеет при сваливании). Но, попадание в эти режимы - это сугубо ошибка пилотов, сам по себе самолёт в такую ситуацию не попадает. За всё время эксплуатации Ту-154 (1972 год), только две машины были потеряны по этой причине, в обоих случаях, была вина экипажа. Ещё следует отметить, что центровка самолёта сильно «завалена» в хвост, хотя это условный минус (на взлёте носовая стойка легче отрывается, даже при ошибочной центровки багажа).

Ну и общие данные «Тушки», не связанные с расположением двигателей. Например, на этом самолёте все жизненно важные узлы дублированы три-четыре раза. Какая из зарубежных машин может этим похвастаться? Управление не предусматривает компьютерного компонента, следовательно, в случаи отказа (например, в случаи потери электроэнергии на борту), самолёт не теряет управляемости, как это происходит на «мега умных» буржуйских машинах. Гидравлическая, многократно дублированная, система - самый надёжный вариант.

Так что как мы видим, самолёт по своим техническим данным, более надёжен по отношению к отказу техники, но более строг к ошибкам экипажа. Да, действительно, на Ту-154 надо уметь летать. Здесь нет компьютера, который способен сделать часть работы за лётчика - здесь надо самому думать и делать. Но в руках лётчика, который на этом самолёте Летать Умеет (именно так, с большой буквы), эта машина может быть намного лучше любых зарубежных аналогов. Сомневаетесь? Вот только два момента:

Отказ всех генераторов в полёте (вероятно, связанно с неверным обслуживанием) в небе над тайгой. Любой своренный иностранный лайнер в этой ситуации был бы обречён. Но «Тушку» посадили на… заброшенный военный аэродром прямо в тайге. Машина не только выдержала посадку, но и потом взлетела и вернулась в строй (http://anti.fishki.net/commentall.php?id=101478).

Ещё один момент - «танцующий самолёт» (по этому запросу ссылку можно найти в поисковике), когда при облёте машины выявились страшные неполадки системы управления, в результате чего самолёт не держал курс. Компьютерное управление не дало бы адекватно управлять таким самолётом, а нашу «Тушку», благодаря умению экипажа, посадили.
Список можно продолжить, а так же добавить в него падение буржуйских лайнеров из-за отказов компьютерного оборудования или датчиков, но, думаю, всем и так всё понятно.

И так, Ту-154 надёжный и нужный самолёт, но почему его снимают с линий ? Ответ прост - прямое распоряжение президента Медведева, который, после ряда ЧП с «Тушками» дал приказ разобраться в ситуации и начать вывод данного типа самолётов из эксплуатации. На сегодняшний момент, только UTair проигнорировала распоряжение президента и продолжает использовать «Тушки». Ещё одним эксплуататор оказались ВВС, которые прекрасно понимают, что альтернативы туполевской машине, в рядке случаев, просто нет.

От себя добавлю личные впечатления - я регулярно летаю, и побывал пассажиром разных лайнеров. Ощущения на взлёте, которые испытываешь на Ту-154, сопоставить можно только с Ил-86 и Ил-96, и то, «Илюшин» более грузный и, не смотря на четыре двигателя, по субъективным ощущениям, имеет меньшую тяговооружённость, чем «Тушка». Лёгкий, с тремя двигателями, «Туполев» стартует как ракета, пятой точкой ощущается, что мощности этой машины хватит для любых ситуаций. А вот буржуйская техника - она намного спокойнее и плавнее, да, комфортнее, но, как бы это сказать - это как сравнить спортивную машину и «Майбах». Да, понятно, что последний удобнее, комфортнее, но вот только это уже не то. Нет той мощи под педалями, нет жёсткой подвески, которая позволяет чувствовать дорогу. Так же и с самолётами.

ИМХО, рано отправлять на покой Ту-154, у него ещё хватает работы, и адекватной альтернативы ему пока нет.

Решил свести в один пост. Тема боянистая, но возможно кому-то будет интересно прочитать в одном посте. За возможные косяки прошу сильно не бить, постараюсь немедленно исправить.

Страх человека перед полетом иррационален. Но зачастую его усиливает плохая осведомленность о достижениях соверменной авиации.

Например отказы двигателей. Вроде бы общеизвестно, что современный самолет способен продолжать влет при отказе одного из двигателей. Но вот куда менее известно что и отказ ВСЕХ двигателей в полете не обязательно приводит к катастрофе. В представлении многих - современный лайнер - это такой утюг, который способен лететь только используя тягу двигателей.

Однако это не так. Лайнеры обладают довольно высоким аэродинамическим качеством - например у Ту-204 оно достигает 18. Фактически это означает что потерям километр высоты в безмоторном полете самолет способен пролететь 18 км. Если учесть что типовая высота выполнения магистральных рейсов - 9-10 км (а у Ту-154 в некоторых условиях может доходить до 12 км.) получим что у экипажа есть 150-180 километров запаса дальности до ближайшего аэропорта. Это достаточно много - ведь воздушные трассы стараются прокладывать над аэропортами (http://aviaforum.ru/showpost.php?p=231385&postcount=3 - тут можно взять трек реального перелета Улан-Удэ - Москва). Вопрос энергоснабжения самых важных систем самолета при неработающих двигателях решается выдвигаемой в поток аварийной турбиной .

Естественно, посадка самолета с полностью отказавшей силовой установкой требует от экипажа громадного мастерства и везения. Запаса по высоте и дальности для планирования на ВПП аэропорта недостаточно - пилотам необходимо очень точно выйти на посадку на ювелирно рассчитаной высоте. При этом они не имеют права на ошибку - при перелете или недалете самолет окажется за пределами ВПП - а далеко не везде это чистое поле - во многих аэропортах за/перед ВПП расположены постройки или даже жилые строения. В обычной ситуации лайнер просто уйдет на второй круг - в аварийной такого шанса нет. При этом посадка может проходить и в плохих метеоусловиях при недостаточной видимости - оставшись без тяги лайнер вынужден садиться туда, куда может спланировать - вне зависимости от погоды и допуском экипажа. При этом зачастую не удается выпустить шасси и самолет приходится сажать на фюзеляж. Если же шасси удалось выпустить - то при торможении остается рассчитывать только на тормоза - а их возможности в этой ситуации как правило недостаточны...

Несмотря на надежность техники случаи отказа всех двигателей всё же не единичны. Происходит это по целому ряду причин, зачастую - из-за ошибок персонала при обслуживании лайнера. Соответсвенно известны и случаи успешных посадок в таких ситуациях.

Гражданскую авиацию СССР/РФ не минули подобные проишествия. Из недавнего:
- посадка в январе 2002 Ту-204 АК Сибирь с неработающими двигателями. Причина - полная выработка топлива.
-посадка в Шереметьево Фалькона. Причина - несправности в топливной системе

Но самая фантастическая история приключилась в 1963. У Ту-124 рейса Таллин-Москва не убралась носовая стойка шасси. Было решено садиться в Пулково. Из-за второй неисправности - несиправности топливомеров на одном из кругов остановился один из двигателей. Диспетчеры дали разрешение на проход аварийного борта над городом - и на высоте 450 м. нат Ленинградом остановился второй двигатель. Тем не менее в такой экстремальной ситуации экипаж мастерски провел лайнер над мостами и сел на Неву - никто не пострадал. ИМХО - эта посадка куда сложнее Чкаловских пролетов под мостами.

Под катом - фотография Планера Гимли после посадки. По тексту ссылки на статьи - там более подробно о самолетах и инцидентах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...