Московский варваринский храм на варварке. Церковь великомученицы варвары на варварке Храм вмч варвары на варварке расписание

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны он занимает уже целый этаж.

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы "Россия", которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

В 2006 году гостиница "Россия" была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк "Зарядье". Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

Как добраться

Храм Варвары Великомученицы на Варварке находится по адресу: улица Варварка, дом 2 (в начале улицы, вблизи площади Васильевский Спуск и Красной площади).

Добраться до него можно пешком от станций метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Охотный Ряд" Сокольнической.

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке

Варварка, затем ул. Разина, с 1990 г. вновь Варварка, 2

"Поставиша церковь кирпичную Варвару" - в 1514 г. в летописи сообщается о постройке в Москве свыше десятка посадских храмов, которые возводились под руководством итальянского архитектора Алевиза. Один из них - церковь Варвары. Здание ее строилось по заказу богатых "гостей-сурожан" Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, усадьбы которых находились здесь же в Зарядье. Расположение церкви обозначается - "за торгом, против Панского двора". Вскоре после построения церковь Варвары стала одной из самых почитаемых в Москве. От названия церкви в XVI в. произошли и названия - Варварская улица и замыкавшая улицу Варварская башня Китай-города.

По сохранившимся генеральным планам мы знаем об оригинальном плане церкви Варвары в XVIII в. Это был квадрат с выступающими полукружиями со всех четырех сторон. В конце XVIII в. древнее здание церкви было разобрано.

В 1796-1804 гг. по проекту архитектора Родиона Казакова на месте древнего храма возводится новое здание церкви Варвары. Заказчики ее - артиллерии майор Иван Барышников и московский первой гильдии купец Н. А. Самгин".

"Супруги обоих Елизавета Ивановна и Анна Ивановна счастливо исцелились от болезней по вере к мощам св. Варвары. Стройка начата в 1796 г. Барышниковым, а Самгин, закончив ее, украсил храм внутри. Освящение состоялось 26 июня 1804 г. По изяществу архитектуры церковь вызвала подражание: в 1821 г. помещиком И. Беком в с. Михалеве близ Фаустова выстроена церковь, довольно точно копирующая храм св. Варвары".

"Здание церкви, крестообразное в плане, украшено с северной и южной сторон шестиколонными портиками коринфского ордера. За счет перепада рельефа создан дополнительный этаж, который решен архитектором как высокий белокаменный цоколь - своего рода постамент, позволивший выше поднять здание, хорошо просматриваемое и из-за реки, и со стороны Красной площади. Основное помещение здания - светлый зал, перекрытый высоким куполом, - выполнено с большой художественной выразительностью и мастерством. С западной стороны к залу примыкали хоры-ложа".

"К моменту сноса алевизовской церкви в 1795 г. она находилась в хорошем техническом состоянии: "... вся в твердости, утварью предовольная". Причиной, вызвавшей снос церкви, было желание московского митрополита Платона изменить ее облик: митрополит считал, что церковь Варвары "имеет вид недостаточный и нимало благолепию на таковом особливо месте не соответствующий".

"Существующая церковь Варвары в нач. XX в. была основательно искажена".

"Здание включает фундаменты одной из двенадцати церквей, возведенных в начале XVI в. Алевизом Фрязиным. Четкий объем, строгие пропорции и обработка фасадов типичны для памятников зрелого московского классицизма. Существующая церковь - крестообразная в плане, с портиками коринфского ордера и широким круглым куполом на невысоком барабане. Двухъярусная колокольня восстановлена при реставрации 1967 г. Внутри церковь двухсветная, с хорами в западной части, с кессонированным куполом и росписями XIX в.".

"Некогда возле церкви находился Судебный приказ, откуда пошла поговорка: "Иди к Варваре на расправу". По большому числу питейных заведений на улице, старые песни о горьких загулах не раз начинались так: "Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринской", "Шел я улицей Варваркою со знакомою кухаркою" и т.п.".

"Улица известна с конца XIV в., когда по ней проехал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликова поля. Тогда она называлась Всехсвятской по церкви Всех Святых на Кулишках. Затем стала называться Варварской по церкви Варвары. В 1933 г. ее переименовали по Ст. Разину, казненному в Москве в 1671 г.".

После закрытия храма он был сильно обезображен: сломан верх колокольни со звоном, сбита глава с крестом. Внутри помещался сначала склад, потом конторские учреждения.

"Церковь реставрировалась в 1965-1967 гг. Руководитель архитектор Г. А. Макаров. Одновременно с реставрацией снесли и все примыкавшие к церкви здания XIX в.".

Ныне в здании храма помещается Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Иногда внутри проводятся выставки.

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.

Церковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад.  Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский. Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…» Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары. Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью. Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа. Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою». Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец… В VI веке мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь. В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина – царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и в настоящее время. Частицы мощей великомученицы Варвары (три части из перстов) хранились и в Москве, в храме на Варварке, а чудотворный образ великомученицы Варвары прославился чудотворной силой и чудесами в 1555 году. Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих. Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства – «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…» В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве. В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои. Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…» Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма: «Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами». «Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику». В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 – 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин. Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера. Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы. Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров. Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь. В настоящее время в храме великомученицы Варвары проводятся богослужения, расписание которых можно увидеть .

Отмечено на карте:

  • Храм вмц. Варвары
  • Собор иконы Божией Матери "Знамение" Б. Знаменского монастыря
  • Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке
  • Храм прп. Максима Блаженного на Варварке
  • Храм Зачатия праведной Анны, "что в углу"
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...