Бизнес-план проведения пешеходных экскурсий. Емельянов Б.В. Экскурсоведение Как придумать экскурсию

Экскурсия, как мы уже выяснили, является одновременно и способом отдыха, и методом познания новой информации. В связи с такой двусторонностью для проведения экскурсии разрабатываются специальные методические приемы. Главный акцент в экскурсии делается на показе, на знакомстве экскурсантов с новыми для них объектами, на кратких комментариях к показу.

При проведении экскурсии используются следующие общие методические приемы: прием основного показа, прием предварительного осмотра, прием мысленной реконструкции экскурсионного объекта, прием мысленного воссоздания исторического фона, прием сравнения, прием абстрагирования, прием дискуссии, прием репортажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием активизации внимания, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», показ и характеристика объекта по ходу движения автобуса, панорамный показ, краткая характеристика объекта показа, краткое информирование об уникальном историческом или природном объекте, подробное описание особенностей объекта, пояснения и комментарии по ходу экскурсии, включение в рассказ ярких цитат, прием пауз, ответы на вопросы экскурсантов.

При разработке экскурсии экскурсовод должен учитывать, что:

о максимальное число объектов, которые могут воспринимать взрослые экскурсанты, - 30, дети - не более 15; о максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа - 15 мин для взрослых и 10 мин для детей;

о максимальное время показа одного экскурсионного объекта - 4 мин;

о на каждый час рассказа экскурсовода возможна 10-минутная пауза.

Методические приемы проведения, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.

1. Выбор методических приемов в зависимости от формы проведения экскурсии. Форма экскурсии (познавательная экскурсия, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т.д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.

На самой распространенной познавательной экскурсии (ранее их называли учебными) применяются практически все приемы, их использование и чередование зависят от других решающих факторов.

В экскурсии-беседе (чаще всего эта форма применяется для проведения индивидуальной экскурсии) оптимальными будут приемы основного показа, сравнений, абстрагирования, кратких комментариев, прием ответов на вопросы экскурсантов.

В экскурсии-игре, чаще всего проводимой для младших школьников, внимание детей помогут удержать яркие сравнения, активизация воображения, панорамный показ, включение дополнительных объектов показа (фильмов, компьютерных роликов, археологических находок).

Во время экскурсии-прогулки для удержания внимания детей экскурсовод старается воздействовать не только на зрительные и слуховые ощущения, но и на тактильные. Например, экскурсантам дается задание собрать небольшой гербарий, самостоятельно найти окаменелость и т.п.

2. Выбор методических приемов в зависимости от состава группы. Как известно, самые любознательные группы - это школьники среднего возраста и взрослые. У участников-студентов низкое внимание.

В детских группах целесообразно применять приемы основного показа, краткие комментарии, приемы сравнения и мысленной реконструкции; при этом нежелательно делать паузы часто и на длительное время, из-за чего ослабляется концентрация внимания.

Во взрослых группах кроме основного показа и более подробного рассказа применяются приемы абстрагирования, исторической реконструкции, соучастия, репортажа, персонификации. В индивидуальных взрослых группах оптимально использовать прием беседы и прием комментариев по ходу показа.

Опытный экскурсовод всегда «чувствует» свою группу и в зависимости от ее настроения, интеллектуальной подготовки и других факторов применяет те или иные методические приемы.

3. Выбор методических приемов в зависимости от места проведения экскурсии. Экскурсия в городе не требует каких-либо особых методических приемов, тогда как загородная экскурсия проводится по своим законам. При этом лучше всего использовать приемы сравнения, репортажа, проблемной ситуации, панорамный показ.

В музейных экскурсиях с использованием экспозиций лучшими будут сочетание приемов показа и рассказа, прием мысленного создания исторического фона, прием персонификации и прием объяснения.

При проведении тематической экскурсии в музее под открытым небом оптимальными будут приемы основного показа, комментариев к объектам, кратких объяснений, приемы абстрагирования, репортажа, прием предоставления краткой информации об уникальности того или иного экспоната.

4. Выбор методических приемов в зависимости от способа передвижения. Понятно, что автобусная экскурсия без выхода из автобуса будет разительно отличаться от обычной пешеходной экскурсии или музейной экскурсии.

По поводу проведения автобусной экскурсии с остановками в определенных местах разработаны четкие правила, регламентирующие посадку в автобус, показ и рассказ по ходу движения, выходы из автобуса. Лучшие приемы при движении в автобусе: прием показа с комментариями, прием сравнений, прием абстрагирования, прием использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», прием комментариев и приемы активизации внимания.

При пешем движении экскурсовод не должен говорить во время перехода от одного объекта к другому. В пешеходных экскурсиях используются приемы предварительного осмотра, подробного показа и комментариев, прием сравнения, прием абстрагирования, прием соучастия, прием персонификации.

5. Выбор методических приемов в зависимости от содержания экскурсии и ее тематики. В обзорных городских экскурсиях возможно применение всех существующих методических приемов. Некоторые особенности присущи приемам, используемым в тематических экскурсиях. Так, в исторической экскурсии можно использовать практически все приемы, но наилучшими будут приемы мысленной реконструкции исторического фона, прием основного показа и прием сравнения. При ботанической экскурсии, например по природному парку, целесообразно применять прием основного показа, прием комментариев, прием сравнения. При проведении экологической экскурсии принесут успех прием проблемной ситуации, прием основного показа, прием соучастия, прием репортажа. Религиозная экскурсия пройдет более эффективно с использованием приемов основного показа и кратких комментариев к нему; возможно применение приема соучастия и мысленной реконструкции исторического фона. Следует учитывать, что не очень этично вести рассказ непосредственно в храме, а лучше ограничиться небольшими объяснениями и большую часть информации предоставить экскурсантам в автобусе заранее или после посещения храма.

Производственная экскурсия - это прежде всего прием репортажа, прием соучастия, прием основного показа, прием проблемной ситуации, прием дискуссии. В литературной экскурсии стоит использовать прием основного показа и комментариев, прием персонификации, прием цитат, прием отступления. При проведении театрализованной экскурсии не обойтись без приема мысленной реконструкции исторического фона, приема абстрагирования, приема репортажа, приема соучастия.

Особенности показа объектов по ходу автобуса без остановок и выходов из автобуса. Такой показ характерен для экскурсионной группы, отправляющейся от места проживания (например, из гостиницы за чертой города) в старую часть города с целью посещения местного музея. Экскурсионный маршрут не предполагает остановок, и рассказ экскурсовода ведется непосредственно во время движения. Показ объектов по ходу движения должен быть подготовлен заранее. Экскурсовод может сначала давать краткую характеристику объекту, а затем его показывать (рассказ либо предшествует показу, либо плавно «обтекает» его). Комментарии экскурсовода должны быть построены так, чтобы заранее ориентировать экскурсантов на внешний вид интересующего объекта и его местоположение.

  • 1. «В нашем городе останавливался Петр I во время одного из азовских походов. Сейчас справа по ходу движения автобуса вы сможете увидеть храм, который посещал русский царь во время своего краткого пребывания в нашем городе».
  • 2. «Волга - гордость нашей страны, а мы особенно гордимся тем, что истоки этой великой реки находятся в нашей области. Впереди по ходу движения автобуса можно видеть коренное русло Волги, а мост, по которому мы проезжаем, - один из 5 мостов в нашем городе. Он построен по проекту известного питерского архитектора».
  • 3. «Через несколько минут мы подъедем к месту приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. В настоящий момент мы проезжаем по аллее тополей, посаженных к 10-летию первого полета в космос».

Панорамный показ. Возможность показать город, красоту окружающей природы или какой-либо архитектурный комплекс с высокой точки является украшением экскурсии. Панорамный показ может служить ярким началом экскурсии, быть ее кульминационным моментом или завершающим штрихом. В любом случае панорамный обзор позволяет создать более полное впечатление обо всем увиденном и услышанном. Желательно после панорамного показа предоставить экскурсантам возможность задать вопросы (не более 5 мин).

Самые красивые панорамы открываются с обзорной площадки в горах на живописное предгорье, сильное эмоциональное воздействие оказывают и городские панорамы. В экскурсиях по Москве экскурсионные группы часто привозят на Воробьевы горы, с которых открывается прекрасная панорама на столицу; отлично видна большая часть Москвы и со смотровой площадки Останкинской башни. В тех городах, где отсутствуют возвышенные природные места, для панорамного показа могут быть использованы колокольни, сохранившиеся крепости, высотные здания и т.д. Так, в Санкт-Петербурге гостям города часто показывают панораму города с высоты обзорной площадки Исаакиевского собора.

  • 1. Панорамный показ перед началом экскурсии (панорамная площадка расположена на одной из окружающих город невысоких гор): «Перед вами - волжский город, окруженный с трех сторон горами. Старую часть города вы можете видеть на волжском побережье, там сохранились старинные здания и храмы. Самый большой храм с высокой колокольней - это кафедральный собор нашего города, он построен 100 лет назад местным архитектором. Отсюда можно увидеть несколько небольших городских парков, зеленые аллеи вдоль многих улиц. Застройка города велась таким образом, что все центральные улицы пересекаются друг с другом исключительно под прямыми углами. Центральная часть города напоминает шахматную доску, на которую смотрят с высоты. Справа от кафедрального собора вы можете видеть старый мост через Волгу. Его длина 3,5 км, и это один из самых больших мостов в Европе. В равнинах между гор расположились новые спальные районы, но наша с вами цель - старая часть города и волжская набережная. Отправляемся в автобус и продолжаем наше путешествие».
  • 2. Панорамный показ в качестве кульминационного момента: «Мы с вами познакомились с историей города, его основными архитектурными и историческими достопримечательностями. А теперь у вас есть возможность увидеть город с высоты птичьего полета. Видите слева храм? Это кафедральный собор, который вы осматривали. Правее него расположен мост через Волгу, по которому мы совершили обзорную поездку. Если все наши гости налюбовались панорамой города, мы можем отправляться дальше. Нам предстоит посещение этнографического музея под открытым небом».
  • 3. Панорамный показ в качестве завершающего этапа экскурсии: «Перед вами - город, путешествие по которому мы уже закончили. Теперь с высоты вы можете еще раз увидеть все памятные места, о которых узнали много нового. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу».

В любом из трех описанных случаев панорамный показ надолго останется в памяти экскурсантов и оставит наилучшие воспоминания об экскурсии.

Музейная экскурсия. При проведении музейной экскурсии используется большинство основных методических приемов, но с учетом ограниченного пространства.

Пришедшую в музей группу экскурсовод встречает на специально выделенном для этого месте, в каждом музее своем. Экскурсовод сразу представляется, громко объявляет тему экскурсии и ведет группу за собой к началу рассказа. Если в зале, куда вошла группа, уже находится другая экскурсия, экскурсоводу следует или говорить тише, или пройти в следующий зал, если позволяет тема экскурсии.

В вводной части любой музейной экскурсии следует сообщить группе краткую (не более 2-3 мин) информацию об истории создания музея, напомнить правила поведения в залах, где много стеклянных витрин и хрупких предметов. После этого экскурсовод приступает к основной части экскурсии, встав вполоборота к витрине или первому экспонату. Не следует заострять внимание большой группы на мелких экспонатах, так как большинство экскурсантов ничего не разглядят, но появится риск разбить витрину. Переходы от одной витрины к другой или из одного зала в другой должны сопровождаться логическими переходами в рассказе. В заключительной части экскурсии подводятся итоги, предоставляется информация об остальных залах музея, где могут побывать экскурсанты. После этого экскурсовод отвечает на вопросы участников экскурсии и прощается с ними.

Важное условие грамотно проведенной экскурсии в музее - четкое соблюдение времени.

Дополнительные методические приемы. Каждый опытный экскурсовод всегда имеет в запасе несколько авторских методических приемов, помогающих превратить экскурсию и в качественный процесс познания, и в приятно проведенное время.

  • 1. Включение в экскурсию короткой встречи со специалистом, наир и м е р во время археологической экскурсии - с археологом, во время палеонтологической экскурсии - с палеонтологом, во время искусствоведческой экскурсии - с художником или музыкантом и т.д. Общение со специалистами активизирует и углубляет интерес, вызываемый темой экскурсии, помогает лучше разобраться в рассматриваемых вопросах и, безусловно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
  • 2. Просмотр фильмов или компьютерных клипов по теме экскурсии. Инновационные моменты вносят в экскурсию особый колорит, усиливают зрительное воздействие на участников экскурсии. Такие дополнения устраивают во время длительной поездки на автобусе, снабженном необходимым оборудованием.
  • 3. Введение поисково-исследовательской части по теме экскурсии. Активные действия помогают экскурсантам улучшить процесс познания новой информации, почувствовать себя настоящими исследователями. Во время археологических, палеонтологических, геологических, ботанических, экологических экскурсий можно предоставить экскурсантам возможность самим найти на поверхности земли какие-либо артефакты, предметы исследования:

о подъемный материал на археологических памятниках (обломки посуды, фрагменты железных предметов, вымытых из почвы дождевыми водами);

о окаменелости на местах палеонтологических обнажений (раковины моллюсков, древние губки);

о минералы на местах геологических памятников (поделочные камни, самоцветы);

о предметы гербария (листья, цветы).

Собранный на поверхности земли материал можно разрешать забрать с собой, если это не наносит вреда памятнику.

4. Включение в процесс экскурсии мини-викторин. Проведение мини-викторины положительно воспринимается даже во взрослых группах. Например, экскурсовод может предложить участникам группы вспомнить длину Волги, картины известного художника, кроме увиденных в музее, назвать писателей, книги которых посвящены событиям на Дону, и т.д. Можно предложить экскурсантам определить, к какому архитектурному стилю принадлежит здание, какова приблизительная высота мемориальной стелы, длина моста и т.п.

Вопросы могут предлагаться вместе с вариантами ответов, например:

«Как вы думаете, по какому принципу чаще всего давалось название русскому городу:

о по имени его основателя;

о по наименованию древних племен, живших на этом месте ранее;

о по названию реки, на которой основан город?»

Разумеется, экскурсовод должен не только аргументированно доказать правильность ответа, но и привести примеры. В данном случае правильный ответ третий, а примерами могут служить такие города, как Москва, Самара, Царицын, Томск, Тверь и др.

  • 5. Включение в экскурсию элементов беседы. Экскурсовод, познакомившийся с группой, в процессе экскурсии может включить в нее элементы беседы, активизирующие внимание группы и придающие комфортность психологической обстановке. Например, зная, что группа приехала в северный город из Краснодарского края, можно поинтересоваться, не мерзнут ли гости, гуляя по заснеженной набережной, или узнать у гостей, что особенно удивило их среди осмотренных объектов, есть ли в их городе подобные и т.д. Встречный интерес экскурсовода к гостям вызовет большее удовлетворение экскурсией, оставит о городе и его жителях хорошее впечатление.
  • 6. Включение в экскурсию элементов театрализации - участие в народном празднике, карнавале, в фестивале исторической реконструкции. Элементы театрализации довольно давно вошли в туризм и как бы превращают участников познавательных экскурсий в непосредственных участников событий. Театрализация оказывает благоприятное воздействие как на восприятие подаваемой в экскурсии информации, так и на формирование общего впечатления о поездке. Например, во время проведения некоторых археологических экскурсий гости попадают на театрализованное шоу, организованное клубом исторического фехтования. В сценарий экскурсии входит «похищение» одного или нескольких участников экскурсии, освобождение их с помощью русских воинов из плена, наблюдение за каскадерским боем, фотографирование с участниками шоу в красочных костюмах, стрельба из лука, дегустация плова, приготовленного по средневековым рецептам, и т.д. Подобные театрализации с успехом проходят в Саратовской области; в Ярославле гостям предлагается надеть простые робы и попробовать свои силы в роли бурлаков на Волге; в музее краеведения Екатеринбурга гостей непременно встречает красавица в костюме Хозяйки Медной горы. Такие элементы театрализации (даже в сокращенном варианте) не могут оставить экскурсантов равнодушными и являются замечательным дополнением к тематической экскурсии по древней истории края.

Введение…………………………………………………..3

1. Предмет и иды экскурсионной методики.

1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8

2. Классификация методических приемов.

2.1 Классификация методических приемов………….14

2.2 Методические приемы показа……………….…...17

2.3 Методические приемы рассказа………………….25

3. Особые методические приемы.

3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

4. Техника ведения экскурсий.

4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

Заключение…………………………………………………..51

Библиографический список……………..……………….…52

Введение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики после экскурсионной работы.

1.Предмет и виды экскурсионных методик.

1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; - методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.2 Методика подготовки экскурсий.

Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

Подготовка делится на два этапа:

Предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

Непосредственный - составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсово­да" и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.

Работа с туристами (продолжение)

Всегда тщательно взвешивайте что вы говорите. Пользуйтесь уважаемыми источниками, перепроверяйте информацию по нескольку раз. Даже если неправильная информация встречается часто, она от этого правильной не становится и не нужно ее рассказывать туристам. В качестве источников информации предпочтительны научные лекции, специализированные музейные издания, краеведческие журналы, книги, написанные историками. Телевидение, газеты, журналы, интернет стоят на последнем месте, т.к. там преобладает непроверенная или искаженная информация.

Во что превращается "экскурсия", созданная по байкам, выдумкам, телепередачам и современным книгам, можно прочитать здесь:
" Ночные экскурсии - одно из любимых летних развлечений скучающих горожан и любопытствующих гостей столицы, что подтвердилось аншлагом минувшей ночью. Ваш покорный не мог не сунуть нос в эту индустрию, захватив блокнотик для перловки) Бред выделяю курсивом , комментирую оффтопом . Поскольку отъезжали от Сухаревской, первой пострадала от фантазии экскурсовода ранее стоявшая там Сухаревская башня:

Выстраивая рассказ не забывайте, что в группе люди, которые по разному воспринимают информацию: большинство, конечно, визуалы, но есть и кинестетики, и аудиалы. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.

Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди едут отдохнуть, узнать что-то новое, но не получить нравственные наставления или посвящение в какую-либо религию. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют и далее поездка превращается в пытку, в навязывание мнения.

"Я, как профессиональный историк, прекрасно знаю, как увлечь аудиторию интереснейшими рассказами на исторические темы. Для своих лекций готовил десятки примеров, чтобы излагаемая под запись лекция не была слишком "сухой" и академичной, чтобы слушателям было интересно. Здесь же совсем не требуется готовить материал на уровне лекций. Достаточно знать основные факты и травить байки на эту тему, благо их более чем достаточно.
За границей так и происходит. Помимо того, что общий уровень знаний экскурсоводов на порядок выше, чем в московских турагенствах, никто не пытается учить туристов жизни, проповедовать им свои религиозные взгляды и политические воззрения. Возможно это связано с тем, что на экскурсии там попадает немного другой контингент. Хотя я не могу сказать, что на местных маршрутах ездят люди, которые ничего в жизни не видели и не бывали за границей. Но почему же уровень экскурсоводов "на экспорт" гораздо выше уровня "доморощенных"?
Обратно мы ехали без экскурсовода, избежав довольно скучной лекции о его религиозных воззрениях вперемешку с квасным патриотизмом. А той части группы, с которой он остался я не завидую, не смотря на то, что им представилась возможность просто погулять по этому невероятному городу...."

Рассказывайте интересно, с выражением, захватывающе:
"...нас возили на экскурсию в Ломоносов. Экскурсовод настолько нудно говорила, что хотелось повесится! Это просто пытка."
"...во время рассказа экскурсовода об обороне и сдаче Одессы мужчины плакали (реально утирали слезы)"

Если вам предстоит вести экскурсию в храме, нужно заранее получить на это разрешение (благословение) у священника. Если вы получили его, не забывайте, что рассказ нужно вести относительно тихим голосом, не мешая находящимся в храме верующим. Громкий голос в храме неуместен. Также стоит помнить, что спиной к алтарю, к иконам не стоят. Можно встать к ним боком или чуть в стороне, образуя треугольник с группой.

Рассказ должен быть интересным, всесторонним и не превращаться в сухое описание фактов. Например, проезжаете мимо какого-либо предприятия, телебашни, Мосфильма, ботанического сада - расскажите какие интересные там проходят экскурсии, как на них можно попасть, как сюда проехать.

"Да, это беда многих рассказчиков и экскурсоводов: они не всегда понимают, что собеседникам могут быть интересны причины необычных (нелогичных) технических решений, а не только история создания"

"Были на экскурсии по Минску 25 июля. Минск понравился очень, а экскурсовод Маргарита нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама Маргарита изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо."

Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Иначе может получиться так:

"...я была просто ошарашена. Мой мозг не то что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал:-) Гид говорил очень быстро, очень самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам (в частности — об образовании Петербурга) "

"...экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились. :) А нам даже уходить от них не хотелось "

Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Это поможет туристам лучше запомнить и понять увиденное.

"Убедилась, что экскурсовод таки нужен, ибо он структуризирует увиденно-услышанное."

Если вас пытаются перебить вопросом на середине рассказа, не обращайте внимания. Когда закончите рассказ можете обратиться к человеку, попросить повторить его вопрос.

Если во время рассказа вокруг совершается что-то внезапное, что отвлекает внимание людей (например, свадебная процессия, собаки, белки), стоит выдержать небольшую паузу и затем продолжить.

Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите где находимся, что нас окружает и затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Нельзя начать рассказ сразу с какой-то истории, которая произошла в некоем доме. Люди просто не поймут о каком именно доме идет речь, куда смотреть и где вообще они находятся.

Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Отрывочные сведения усваиваются с трудом.

Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.

Понятно, что трудно после трехсотого или тысячного раза рассказывать так, как будто в первый раз. Но все же от вашего актерского таланта, воодушевления, зависит мнение людей и полученные ими эмоции о прогулке.

"А более всего запомнились экскурсоводы, которые включены в стоимость билетов, и я послушал лекции аж от трех. Так живо, с душой и в красках рассказывают! Последнюю, третью девушку-экскурсовода я даже начал записывать на диктофон"

Экскурсовод - организатор, но не погонщик людей. Если вы целый день работаете группой, уместно будет перед началом поездки всех предупредить, что на выходах вы сначала 5-10 минут рассказываете интересное, а потом - свободное время. Потому что люди часто нервничают, смотрят на вас - волнуются что не успеют сделать фотографии и купить сувениры. Важно дать им на это время. Иначе может получиться так:

"Была в Костроме 1 раз, на экскурсии. Ужасное впечатление осталось - холод собачий, хотя всю остальную теплоходную поездку держалось тепло. Экскурсия скомканная, экскурсовод - громкая нервная тетка, много командовала, мало рассказывала."

Не держите людей долго на одном месте. 10 минут вполне хватит. Потом люди отвлекаются, беспокоятся, что не успеют сфотографировать, а в холодное время - замерзают.

Не размахивайте бессмысленно руками, отслеживайте свои жесты. Движениями рук вы направляете взгляд туристов, помогаете им не только смотреть, но и видеть.

При общении с людьми не пользуйтесь излишне темными солнечными очками. Люди должны видеть ваши глаза, это уважение. Если солнце очень сильно мешает, поможет головной убор с широкими полями.

В зависимости от положения солнца, во время рассказа людей расположите так, чтобы солнце им не било в глаза. Ели стоит жаркая погода - поставьте группу в тень, если холодная, наоборот, выберите солнечное, закрытое от ветра, место.

Если на маршруте запланирован обед, не забывайте, что экскурсовод садиться кушать последний. Вначале он должен проверить все столы - как рассадили людей, всем ли хватает столовых принадлежностей, что именно подали туристам (сравните с информацией турфирмы). Если вы путешествуете на автобусе, позаботьтесь о том, чтобы водителя тоже накормили. Экскурсоводы, водители, менеджеры обедают за отдельным столом от туристов.

Давайте то, количество информации, которое люди могут усвоить. Не нужно перегружать их лишними фактами, отвлеченными темами и специфическими терминами. Делайте маленькие паузы. Они необходимы для осознания и усвоения информации.

Сколько положено говорить экскурсоводу? Например, экскурсия рассчитана на 6 часов. Если это прогулка по городу, то экскурсовод говорит 6 астрономических часов. Если за городом - 6 академических, т.е. каждые 45 минут он имеет право делать перерыв на 15 минут. На обратном пути экскурсовод, как правило, не говорит. Туристы в это время отдыхают, кто-то спит, кто-то делится впечатлениями с соседом, кто-то слушает музыку.

Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.

Если турист высказывает свою точку зрения на предоставленную информацию и говорит неправду, не спорьте с ним. Все имеют право заблуждаться. Ваша задача - дать знания, а усвоить их - персональная работа каждого. Может усвоит, может нет, дело добровольное.

Если у вас была загородная автобусная экскурсия и вы возвращаетесь обратно, заранее предупредите туристов о том, что автобус следует без промежуточных остановок до точки начала экскурсии. Люди должны быть информированы об этом заранее. Иначе при подъезде к городу по автобусу будет устроена процессия из "ходоков" к водителю и каждый будет просить остановить его там-то. Такие ситуации часто нервируют водителей. Ведь экскурсионный автобус - не такси и водитель не должен группы людей высаживать то здесь, то там, снижая скорость, перестраиваясь и теряя время. За временем поездки также следит экскурсовод. Он должен по окончании экскурсии документально зафиксировать время остановки автобуса, когда его покинул последний турист. Иначе туристическая компания будет переплачивать за время переката автобуса.

По окончании экскурсии напомните туристам, что вы можете ответить на их вопросы. А вопросов обычно много.

Экскурсовод старается сделать прогулку интересной, наполненной достоверной информацией. Причем подает ее так, что туристы многое понимают и запоминают. Они получают знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.

В завершение экскурсии обязательно подведите итоги - скажите кратко где побывали, что увидели. Поблагодарите своих коллег за организацию прогулки и туристов за внимание. Обычно после этого следуют апплодисменты:) Ваша награда за хорошо проделанную работу.

Портал mos.ru решил разобраться, откуда берутся маршруты и что заставляет людей ходить на экскурсии по городу. Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...