Пантеон в париже. Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло Пантеон в париже архитектурные особенности

Пантеон – это историко-архитектурный памятник, построенный на левом берегу Сены в центре Латинского квартала на вершине холма Geneviève. Святая Женевьева считается покровительницей Парижа, она жила в V веке и прославилась тем, что охраняла город от врагов и совершила много чудес.

Как доехать до Пантеона

  • Метро - станция Cardinal Lemoine
  • На поезде RER – станция Luxembourg Sénat

Режим работы Пантеона в 2019 г.

  • Ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря, утро 17 июня
  • С 1 апреля по 30 сентября – с 10:00 до 18:30
  • С 1 октября по 31 марта – с 10:00 до 18:00
  • Вход прекращается за 45 минут до закрытия

Стоимость билетов в Пантеон в 2019 г.

  • Для взрослых – 9 евро
  • Для детей до 18 лет – бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 7 евро
  • Бесплатно каждое первое воскресенье месяца с ноября по март
  • Бесплатно третьи выходные (суббота и воскресенье) сентября (European Heritage Days)

Краткое описание

В 1744 году Людовик XV, болевший подагрой, дал обет, что если молитва поможет ему выздороветь, в честь Святой будет построен храм. После своего исцеления в 1757 году на вершине холма король приказал заложить церковь, посвященную Святой Женевьеве.

Храм в стиле раннего французского классицизма возводил любимец короля архитектор Жак Жермен Суффло, а завершил строительство - его ученик Жан-Батист Ронделе. В качестве образца был взят римский пантеон II века .

В 1791 году во время французской революции храм был преобразован в пантеон для захоронения самых великих людей страны. В нем покоятся писатель и просветитель Жан Жак Руссо и философ Вальтер, деятели французской революции Мирабо и Марат. По прошествии времени, когда все революционные события завершились, Марата и Мирабо вынесли прочь.

Над главным фасадом здания высечены слова «Родина Свободой и Историей венчает великих людей». Но поскольку в большей части она отмечает выдающихся граждан только после их смерти, вряд ли стоит туда стремиться, например, слева за Бонапартом, а справа – за Лафайетом, Вольтером и Руссо. Во Франции прославившегося могли разодрать надвое: тело – в одну сторону, сердце – в другую. Например, сердце покоящегося здесь французского офицера Мало Корре де Латур д’Оверня, которого Наполеон назвал первым гренадером Республики, возили перед полками прежде чем вернуть потомкам.

В 1885 году в Пантеоне был торжественно похоронен Виктор Гюго, а в 2002 сюда переехал прах самого известного французского писателя Александра Дюма, на очереди и Жорж Санд. Если Президент Франции примет решение, то она будет здесь второй женщиной рядом с покоящейся Марией Склодовской-Кюри.

В 1851 году Жан Бернар Леон Фуко здесь показывал свои опыты с известным маятником Фуко. На всех встречах и приемах он говорил: «Приходите, я приглашаю вас посмотреть, как вертится Земля».

Любому русскому, пришедшему в Пантеон, большое красивое пространство пантеона напомнит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге , созданный Огюстом Монферраном, а американец увидит сходство с Капитолием, купол которого заимствован у Суффло и Ронделе.

Красивы фрески, изображающие сцены жизни Святой Женевьевы, ни один день которой, видимо, не обходился без чуда. Здесь особенно примечательны работы художников Пьера Пюви де Шаванна и Жан Поль Лоранса, нарисовавших сцены из жизни Святой Женевьевы, а также Жюль Эжен Леневё, создавшего фрески, посвященные жизни и подвигам Жанны д’Арк.

Виртуальные прогулки

Пантеон в Париже - официальный сайт

Осмотрев Пантеон, Вы можете зайти в расположенную на этой же площади церковь Сент-Этьен-дю-Мон, светлую с большими окнами, построенную в готическом стиле, а также шикарное здание мэрии 5 округа Парижа, залы которого отделаны лепниной и позолотой, картинами и резными панно.

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский квартал
Начало строительства: 1764 год
Окончание строительства: 1789 год
Архитектор: Жак-Жермен Суффло
Диаметр купола: 23 м.
Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптуры
Координаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Содержание:

Краткое описание

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции .

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля . Такова уж эта страна - Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы - обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года . Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» - в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России - купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге .

Пантеон в Париже - революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра . Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго .

Маятник Фуко

Пантеон в Париже - наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Если говорить о самых значимых и самых интересных , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона , лучший образец французского классицизма, расположенный в легендарном Латинском квартале пятого округа Парижа. Ни один турист не пройдет мимо этого величественного, невероятно красивого и «молчаливого» сооружения.

Это бывший собор Святой Женевьевы, под сводами этого светского храма покоятся останки великих людей Франции. Но, когда Людовик XIV поручил архитектору Суффло строительство здания, оно предназначалось только для церкви, посвященной Св. Женевьеве.

Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных . Он сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл нынешний статус - мавзолей - усыпальница известных людей Франции.

Надпись на входе в Пантеон дословно гласит: «Великим людям от благодарной отчизны» (Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante).


Саша Митрахович 30.11.2015 17:37


Был построен по приказу короля Людовика XV в благодарность святой Женевьеве за своё излечение от подагры, на месте древней базилики Святой Женевьевы, где находилась рака (гроб) с её мощами, а построил эту церковь еще Кловис, первый христианский король Франции.

Работы начались в 1757 и закончились в 1789 под руководством Ронделе. После Революции по распоряжению революционного правительства церковь была превращена в храм Славы - мавзолей для известных и выдающихся французов и переименована в Пантеон в честь древнеримского пантеона. С тех пор Пантеону дважды власти возвращали функции церкви - в 1806 году Наполеон открыл двери для религии, второй раз в 1885 году, приняв вскоре под свои своды останки Виктора Гюго.

Он, вместе с другими известными людьми (в частности, это супруги Кюри, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Эмиль Золя, Александра Дюма, а также и сам архитектор Пантеона Жак-Жермен Суффло), покоится в крипте, куда можно попасть из бывшего алтаря по большой лестнице. С этого времени Пантеон окончательно превратился в усыпальницу для наиболее почитаемых нацией граждан.

Именно в Пантеоне в 1851 году французский физик Леон Фуко провел эксперимент, призванный продемонстрировать вращение земли, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник. Всем было видно, что за 24 часа маятник совершал полный оборот, однако это объяснялось тем, что на самом деле под ним вращалась земля.

Этот эксперимент произвел такое впечатление на представителей научного мира и широкую общественность, что люди приходили сюда толпами, чтобы посмотреть, как земля вращается у них под ногами. Оригинальная металлическая сфера находится в Пантеоне и сегодня.

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимся французским деятелям и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:38


Знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Местные жители привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суффло решил привнести в город новое веяние и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля.

Здание обладает какой-то иррациональной отстраненностью от суетной современной жизни - оно предстает действительно монументальным и царственно величественным. Архитектор сумел достичь готической легкости, заключенной в классическую оболочку.

Строгая и компактная классицистическая масса здания венчается куполом с тамбуром, опоясанном колоннами; фасад с расположенной перед ней лестницей предваряется портиком в классицистическом стиле с 22 колоннами, завершающимися фронтоном, который украшен большим рельефом Давида д’Анжера «Отечество между Историей и Свободой, вручающее венки выдающимся гражданам».

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Парижским Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается .

Именно это архитектурное произведение вдохновило Огюста Рикара де Монферрана на создание в .

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:49


Интерьер Парижского Пантеона в форме греческого креста завершается куполом, поставленном на месте пересечения трансептов, каждый из которых разделен на три нефа; боковые нефы приподняты и разделяются колоннами с архитравом.


Рубрика: Париж

Пантеон в Париже хорошо известен далеко за пределами Франции. Находится в Латинском квартале столичного пятого округа. Представляет собой величественный исторический и архитектурный памятник. В то же время это усыпальница (мавзолей), в которой нашли покой самые выдающиеся личности этой страны. В их честь у входа в Пантеон выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». Однако не все туристы, переступающие порог этого помпезного сооружения, знают, что своим появлением оно обязано… болезни августейшего монарха Людовика XV Возлюбленного. Точнее его последующему выздоровлению. Если бы Его величество тогда скончался, то вряд ли выполнил бы то обещание, которое он клятвенно дал.

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы. Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.

Возвышается Пантеон. Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Франции. Пантеон сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл статус усыпальницы известных людей.

История строительства

Начало постройке было положено ещё в 1744 году. В то время Людовик XV собирался вести войска в бой и одержать долгожданную победу. Поучаствовать в битве ему не удалось – внезапная болезнь скосила короля. Приближённые полагали, что дни короля сочтены, но Людовик XV не сдавался. Он молился покровительнице Парижа Святой Женевьеве, обещая возвести в её честь храм в случае исцеления. Было дело в его клятвах или нет, но вскоре король выздоровел, а вот заражённая любовница умерла. Сначала скорбь по ней не давала Людовику XV заняться проектированием церкви, потом королевские обязанности.

Тем не менее король не забыл о своей клятве и спустя 11 лет назначенный им архитектор Суфло приступил к проектированию храма, что тоже оказалось процессом не быстрым. Изначальный план собора католическая церковь встретила в штыки, так как его основание напоминало по форме греческий крест. Архитектору пришлось удлинить два крыла, за счёт чего храм стал похож на католическую базилику. Первый камень Людовик XV торжественно заложил лишь в 1764 году.

Возведение храма Святой Женевьевы заняло 25 лет. Основные трудности возникали с финансированием – Франция не могла потянуть таких расходов. Кроме них появлялись и трудности строительные. Когда строительство церкви было практически закончено, работники обнаружили трещины в столбах, которые подпирали свод. Казалось, они не выдерживали тяжесть купола. 40-летний труд оказался под угрозой. Была созвана цела комиссия, которая вынесла вердикт: материалы использованы качественные, кладка правильная и перекрытий достаточно. Значит, проблема была в плохой постройке столбов, и только их надлежало исправить.

Владельцы Пантеона

Собор Святой Женевьевы ни архитектор Суфло, ни король Людовик XV в достроенном виде не застали – оба они скончались к тому времени. Не увидели они и французской революции, которая началась вскоре после окончания строительства. По всему Парижу начались беспорядки, а церкви и храмы были разграблены. Собор Святой Женевьевы выстоял, но к тому времени он уже стал Пантеоном. Революционеры посчитали, что он должен восславить героев и стать их последним пристанищем. Первый же граф Мирабо, захороненный под сводами Пантеона, впоследствии оказался недостойным этой чести. Спустя два года было обнаружено его предательство, и прах вынесли. В подземных галереях в те года появились первые захоронения героев Франции – Вольтера, Руссо, Марата и других.

Пришедший к власти Наполеон вернул Пантеону статус церкви, и он вновь стал Собором Святой Женевьевы. Храм по-прежнему выполнял функцию усыпальницы. По приказу императора здесь обретали покой верховные чиновники и достойные, что прославились во Франции благодаря своим талантам или подвигам.

Очередная революция в 1830 году вновь сменила статус церкви, и она стала Пантеоном.

Архитектура

Пантеон, знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Жители Парижа привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суфло решил привнести в город новое и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля. В изначальном варианте можно увидеть характерный для греческого направления портик с шестью колоннами. Его накрывал купол, который Суфло решил выполнить в романском стиле. Интерьер храма же виделся архитектуру готическим. Привычный жителям Парижа барокко нашёл своё выражение в колоннах. Несмотря на то, что в Пантеоне объединено сразу четыре направления, современные архитекторы считают, что здание является образцом классического стиля.

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается Эйфелевой башней.

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.

  • (цена: 45.00 €, 3 часа)
  • (цена: 35.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 185.00 €, 2 часа)

Достопримечательности Пантеона

Усыпальница Великих

Свое последнее пристанище под величественными сводами Пантеона нашли те, чья жизнь оставила след в истории Франции. Предполагалось, что это будет своеобразный мавзолей революции, но, со временем, Пантеон стал усыпальницей для выдающихся историков, ученых, писателей и философов. Здесь обрели вечный покой чета Кюри, Вольтер, Руссо, Марат.

Парижане очень ревностно следят за тем, кому отдать право быть захороненным в знаменитом мавзолее. В стенах Пантеона покоится прах 71 человека. Французы контролируют, чтобы покой здесь обретали только те, кто действительно заслуживает такой чести. Поэтому прах кандидата на подземелье Пантеона приносят не сразу после кончины, а лишь тогда, когда удостоверятся, что он достоин быть погребённым под сводами здания. Например, прах Александра Дюма внесли в Пантеон лишь в 2002 году, к тому моменту прошло 132 года с тех пор, как он скончался. Всё это время французы решали, был ли он талантливым писателем или нет.

Вечным признанием и благодарностью звучат для ушедших великих слова «Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante», которые выражают признание отчизны лучшим из ее людей.

Есть в Пантеоне и символически погребённые. В их честь установлена мемориальная доска, а у некоторых захоронена земля с места гибели. К ним относятся один из создателей доктрины негритюда Эме Сезер, лидер гаитянской революции Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр, и противник рабства Луи Дельгре.

Женщин в подземных галереях Пантеона всего две. Первой чести быть захороненной здесь удостоилась Софи Бертло. Она покоится вместе с мужем – политиком и химиком Марселеном Бертло, который просил не разлучать их после смерти. Второй женщиной стала известный химик Мария Складовская-Кюри, похороненная здесь также со своим мужем.

«И все-таки она вертится!»

Если взглянуть под купол Пантеона, можно увидеть маятник. Точнее, копию маятника, с помощью которого в 1851 году именно в этих стенах Жан Бернар Леон Фуко доказал, что планета все-таки вращается.

Маятник Фуко – это металлический шар весом в 28кг, прикрепленный под куполом с помощью металлической проволоки. Маятник мог свободно раскачиваться во всех направлениях. Под маятником был насыпан песок таким образом, чтобы касания маятника отмечали на песке траекторию движения. Когда маятник достиг состояния абсолютного покоя, начался опыт. Спустя 32 часа от начала пуска маятника, стертый песок продемонстрировал, что маятник вращался в плоскости вокруг своей оси.

Первоначально Фуко продемонстрировал опыт в узком кругу перед императором Наполеоном Бонапартом. Император был в восторге от опыта, и предложил физику показать опыт широкой публике именно в Пантеоне.

Любопытно, что, именно около маятника Фуко расположена каменная статуя египетской кошки. Каждый посетитель имеет возможность дать собственное толкование соседства символов невозмутимой вечности и непрестанного движения человеческой мысли.

Именно такое количество ступеней придется преодолеть посетителям, которые пожелают насладиться великолепными видами со смотровой площадки в куполе Пантеона. Отсюда открывается круговая панорама всего Парижа.

Доступ на видовую галерею Пантеона открывается всего несколько раз в день, поэтому, стоит заранее уточнить время, когда смотровая площадка будет доступна посетителям

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимхся французских деятелей и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.

Как добраться

Адрес: Place du Panthéon, Paris 75005
Телефон: +33 1 44 32 18 00
Сайт: pantheon.monuments-nationaux.fr
Метро: Cardinal Lemoine
Поезд RER: Port-Royal
Время работы: 10:00-18:30

Цена билетов

  • Взрослый: 7.50 €
  • Льготный: 6 €
Обновлено: 10.12.2018
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...