Отбор в футбольную академию спартак. Как простому мальчишке попасть в лучшие футбольные клубы страны? Критерии для зачисления
Воспитание молодых спортсменов, в частности футболистов, это неотъемлемая и фундаментальная часть работы большинства отечественных клубов профессиональной лиги. Развитие академии ЦСКА - приоритетное направление деятельности «армейцев». В школе создаются оптимальные условия для того, чтобы максимально возможное число ребят прошло все этапы становления на пути к молодежной и основной команде.
Общая информация
Академия ЦСКА основана в 1954 году, как группа подготовки молодых футболистов при команде ЦДСА. В 1970 году подразделение реорганизовано в детско-юношескую С 2001 года группа входит в структуру ПФК ЦСКА.
В ДЮСШ занимаются юные спортсмены в 13-ти возрастных категориях, общее число учащихся составляет около 400 человек. Основные группы:
- Класс набора.
- Группа начальной подготовки.
- Учебно-тренировочные команды.
- Категория спортивного совершенствования.
- Молодежная команда.
Игровые соревнования
Начиная уже с учебно-тренировочного этапа юные спортсмены участвуют в различных турнирах и соревнованиях. Молодежная группа играет в Клубной лиге на первенство РФ среди спортивных и футбольных школ ПФК Московского региона. Парни из группы спортивного совершенствования участвуют дополнительно в кубковом турнире имени Роберта Фульды. Младшие составы пробуют свои силы в матчах на призы Федерации. Команда представлена двумя составами. Также коллективы разных возрастов играют на турнирах международного уровня.
Набор в футбольную академию ЦСКА
Каждый март, апрель и сентябрь футбольная академия «армейцев» проводит набор мальчиков возрастом 6-11 лет. Для просмотра, который проходит на полях учебной школы, необходима медицинская справка ребенка, спортивная форма и свидетельство о рождении. Сведения о времени и месте сбора предварительно размещаются на официальном сайте в графе «Объявления». Отбор кандидатов осуществляется в два этапа, которые рассмотрим подробнее.
Первая стадия конкурсного отбора
Для объективной оценки привлекаются не менее двух специалистов академии ЦСКА. Испытания проводятся в таком режиме:
- Гимнастические упражнения (разминка). На этой стадии проверяется развитие гибкости, ловкости и координации претендента.
- Игровой тест 15х15, или «сороки-вороны». По углам и сторонам игрового квадрата расставляются фишки в количестве, превышающем число участников на 4. Команда «сорок» размещается за квадратом, а «вороны» внутри него. «Сороки» должны охранять фишки, не давая украсть их соперникам, при этом не заходя в квадрат и пытаясь засалить чужих игроков, приближающихся к фишкам. «Вороны» должны забрать фишки, не покидая пределы квадрата. Украденные элементы складываются в центре квадрата. «Сорока», которую засалил «ворон» выходит из игры, так же, как и их соперник, заступивший в квадрат. Выигрывает коллектив, собравший больше фишек за отведенное время. Команды делятся на 5-6 игроков, в процессе отслеживается быстрота реакции, ловкость, игровое мышление.
- Упрощенный гандбол. Следующий тест в академии ЦСКА проводится на площадке размером 20х15 метров. Команды по 5-6 человек играют в гандбольные ворота. При этом запрещается делать более 5-ти шагов с мячом, проявлять грубость и проводить болевые приемы и захваты. Здесь специалисты наблюдают за игровой агрессивностью, быстротой, командным мышлением и ловкостью.
- Мини-футбол. Играют два коллектива по 5-6 человек в мини-футбол. Оцениваются те же качества, что и на предыдущем испытании.
- Забег на три/четверти круга по стадиону. Отслеживаются волевые показатели, которые суммируются с баллами пройденных испытаний.
Оценивание после первого этапа
В академии ЦСКА по футболу после прохождения первого теста, рассматривается возможность зачисления претендентов, с учетом всех пройденных заданий. Число принятых ребят должно слегка превышать допустимую норму. Затем с юными спортсменами проводится собеседование и анкетирование.
Оценивание заданий проводится по принципу «+» или «-». Первое значение применимо к ребятам, которые проявляют хорошие способности или нивелируют недостатки путем других достижений. Минус означает безынициативность, слабое проявление воли и физических качеств.
Основные оцениваемые критерии: игровое мышление, спортивная агрессивность и бойцовские параметры, волевые качества.
Второй этап окончательного приема в академию футбола ЦСКА
На этой стадии учащийся проходит испытательный срок, который может длиться от нескольких месяцев до двух лет. В этот период оценивается степень способности каждого мальчика. Испытание проводится в начале и в конце срока.
- Бег на 30 метров.
- Проверка на прыгучесть.
- Испытания на ловкость.
- Наблюдение за развитием игрового мышления.
- Тестирование спортивной агрессивности.
На основании наблюдений тренера академии ЦСКА по футболу и результатов тестирования проводится оценка роста юного спортсмена и его способность к обучению. Затем делаются выводы о дальнейшем пребывании ребенка в группе. Основные тесты подбираются индивидуально тренерами, с учетом возрастных особенностей претендентов. Основная задача - зафиксировать и сравнить конечный и начальный показатель.
Инфраструктура
На территории академии ЦСКА в Москве имеются два футбольных поля, оснащенные искусственным современным покрытием. Натуральный газон для ребят присутствует при стадионе «Октябрь». Кроме того, в инфраструктуру школы входит фитнес-центр, игровой зал для тренировок в зимнее время, медицинский реабилитационный комплекс, бассейн. Зимой занятия также проводятся в манеже ЛФК «армейцев».
Для иногородних учащихся работает интернат. В нем проживает около 50-ти юных спортсменов из различных регионов страны. Медицинское наблюдение и обследование воспитанников проводится ведущими клиниками столицы, специалисты которых обслуживают первую и молодежную команду.
Подытожим
Во всем мире давно признан тот факт, что таланты в любой сфере деятельности, связанной с человеком, рождаются повсеместно практически в равномерном количестве. Чтобы выявить и развить способности - необходимо создание соответствующих условий. Школа футбола ЦСКА пытается обнаружить таланты именно в этом виде спорта. Обеспечение оптимальных условий для развития способных юных спортсменов - залог успешного будущего отечественного футбола.
Параллельно хорошей организации занятий и учебно-тренировочного процесса, следует проводить адекватный и правильный отбор. Несовершенство некоторых методов или субъективная недооценка возможностей юношей, приводят к печальным последствиям как для учащегося, так и для спорта. На сегодняшний день база академии ПФК ЦСКА обладает прекрасной материально-технической основой, позволяющей реализовать возможности на высоком профессиональном уровне.
Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.
Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.
Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.
Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.
Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.
1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.
2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.
3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.
4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.
5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.
Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.
Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»
Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.
Этапы отбора.
В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.
Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста, и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?
Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.
Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.
Показатели игровых способностей.
С мячом: 1.Склонность к обводке
2.Игра в пас
3.Нестандартные, самобытные действия.
Без мяча: 1.Выбор позиции
2.Подстраховка
3. Игра на перехвате, опережение, добивание
4. Умение открыться
5. Решение действия до приёма мяча.
Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:
1.Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.
2.Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.
Для первого года обучения предлагается программа:
Наименование
Сент.Окт.Нб.Дек.Янв.Февр.МартАпр.МайИюнИюл.Авг.
ТеорияБеседы:
Развитие самобытных навыковДвигательныеВедение мяча
Передачи
ИгровыеФутбол на ¼ поля
Мини-футбол в зале
Гандбол с элементами футбола
Подвижные игры и эстафеты
Продолжительность тренировки- 60минут
А) специальные двигательные навыки- 15 минут
Б) Игровые навыки- 40 минут
В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут
Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в
Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:
При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)
2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.
3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.
При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.
2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей(малейшее расслабление мышцы может привести к травме)
3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом (а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)
При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.
2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.
3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.
Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.
При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).
Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).
Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.
Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.
Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.
Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения(в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.
Лучшие кузницы талантов российского футбола - в материале сайт.
Академия «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова
Город:
Москва
Сайт:
spartak.com/main/academy
Выпускники:
Егор Титов, Дмитрий Торбинский, Павел Погребняк, Александр Самедов, Артем Дзюба, Павел Яковлев, Сергей Паршивлюк.
За плечами спартаковской академии великая история, начало которой положил Николай Старостин в 1936 году. Футбольная школа «красно-белых» идет в ногу со временем: постоянно играет против ровесников из Англии, Италии, Испании, Германии, выступает на всевозможных международных турнирах. Молодежная команда «Спартака» традиционно занимает первое место в первенстве дублеров российской Премьер-лиги, причем доморощенные футболисты успешно прогрессируют и играют ключевые роли и в основной команде. Сейчас академия «Спартак» постоянно проводит наборы мальчиков 1995-2005 г.р., а на своеобразных кастингах всегда присутствуют заслуженные спартаковские ветераны. Чтобы показать себя нужно иметь всего ничего: медицинскую справку да форму по погоде. В 2009 году «Спартак» открыл в Сокольниках новый футбольный комплекс с тремя полями, семью раздевалками, тренажерным залом, баней и специальным залом для проведения теоретических занятий.
Академия «Краснодара»
Город:
Краснодар
Сайт:
fckrasnodar.ru/academy
Выпускники:
-
Подход к работе краснодарского бизнесмена Сергея Галицкого - новое слово в российском футболе. Успешный предприниматель создал «Краснодар» в 2008 году, а сейчас этот коллектив - крепкий середняк Премьер-лиги, но, что гораздо более важно, основное направление деятельности клуба - развитие молодых талантов. По признанию специалистов, спортивный комплекс академии «Краснодара» ничуть не уступает европейским аналогам. Два крытых манежа, восемь полей с натуральным газоном, два - с синтетическим, стадион на 3 тысячи мест, полноценная общеобразовательная школа - созданы все условия для максимально быстрого прогресса. Среди заявленных особенностей краснодарской системы развития футболистов: отсутствие специализации по позициям до 14-15 лет, отсутствие монотонности в тренировочном процессе, завершение комплексного развития техники до 13 лет, поощрение креативности. Пока академия «Краснодара» не имеет знаменитых выпускников, чему есть вполне логичное объяснение - старшая команда состоит из ребят 1995 г.р.
Академия «Зенита»
Город:
Санкт-Петербург
Сайт:
fc-zenit.ru/academy/academy_main
Выпускники:
Игорь Денисов, Андрей Аршавин, Вячеслав Малафеев, Александр Кержаков, Владимир Быстров, Максим Канунников
Академия «Зенита» создана на базе знаменитой питерской детско-юношеской футбольной школы «Смена», функционировавшей с 1968 года. Навыки подготовки квалифицированных кадров приносят плоды по сей день, результатом чего является взращивание целого ряда игроков основной сборной России, без которых тяжело представить бронзовый успех команды на Евро-2008. У зенитовской академии широкая сеть филиалов, в которых постоянно проводятся открытые тренировки, где себя могут показать все желающие. Селекционная служба постоянно следит за работой школ и приглашает понравившихся футболистов в главную академию. Также обратить на себя внимание питерской кузницы талантов можно с помощью анкеты с указанием своих данных и ближайших матчей, в которых будет приниматься участие. В академии три типа тренировочных занятий: технико-тактические, теоретические и психологические, физподготовка. Команды академии всех возрастов используют тактическую схему 4-3-3 с незначительными расхождениями.
НОУ ЦСО «Локомотив»
Город:
Москва
Сайт:
school.fclm.ru
Выпускники:
Динияр Билялетдинов, Александр Кокорин, Тарас Бурлак, Алексей Сапогов, Андрей Пазин, Инал Гетигежев, Антон Коченков, Алексей Миранчук
Сейчас академия «Локо» организовывает просмотры для игроков 2001-2007 г.р. Ребятам постарше, чтобы попасть на просмотр, нужно прислать по почте специальную анкету, которую проанализирует селекционная служба и, возможно, пригласит футболиста на просмотр. Иногородние игроки могут рассчитывать на жилье и питание в интернате и учебу в школе. Академия «Локомотива» выпустила немало квалифицированных кадров, находящихся на ведущих ролях в клубах российской Премьер-лиги и, естественно, в самом «Локо». Яркий пример - Алексей Миранчук. 17-летний полузащитник, не успевший закончить школу, сумел влиться в тактические построения Славена Билича и весной стал чуть ли не ключевой фигурой в схемах хорватского специалиста.
Академия «Динамо» Москва им. Яшина
Город:
Москва
Сайт:
academydinamo.ru
Выпускники:
Дмитрий Комбаров, Кирилл Комбаров, Федор Смолов, Антон Шунин,
С 2011 года динамовская академия носит имя великого вратаря Льва Яшина, ставшего для подрастающих поколений футболистов настоящим примером для подражания. Из последних знаменитых выпускников школы стоит особенно выделить Дмитрия и Кирилла Комбаровых, которые были забракованы спартаковской академией, но нашли себя в стане «бело-голубых». «Красно-белые» поздно поняли свою ошибку и расстались с солидной суммой денег, дабы вернуть близнецов в команду. Динамовская академия предоставляет уникальную возможность ученикам старших классов тренироваться рядом с основным и молодежным составом команды на учебно-тренировочной базе в Новогорске. Для иногородних есть интернат со всеми необходимыми условиями для профессионального развития. Занятия проводятся круглый год в манеже «Динамо».
Фото: spartak.com, fclm.ru, fc-zenit.ru, fckrasnodar.ru, academydinamo.ru
Через скаутские программы Nike, ищущие непрофессиональных футболистов по всему миру, прошли тысячи молодых ребят. Многие, как экс-спартаковец Маджид Уорис , с их помощью попали в большие футбольные клубы. Первым россиянином, подписавшим профессиональный контракт после обучения в Академии Nike, стал 19-летний Максим Бойчук , никогда до этого не занимавшийся в футбольных школах. В интервью «Чемпионату» сразу после подписания контракта с нальчикским «Спартаком» из ФНЛ Максим рассказывает о своём пути: от коробки в Балабаново до попадания в профессиональную команду.
«Составить конкуренцию Роналду? Без проблем!»
Российский резидент академии Nike в Англии Максим Бойчук поделился впечатлениями от жизни в одной из лучших футбольных школ.
«В КФК зарплата была 10-15 тысяч рублей, но не платили и её»
Я просто играл в футбол на улице, ни в каких секциях не занимался, - объясняет Бойчук. - Уже в 11 лет начал играть за родной город Балабаново, а через три года переехал в Обнинск, где попал в «Квант» из КФК. Поначалу к футболу относился не очень серьёзно.
- Но деньги в КФК платили?
- Должны были, но в итоге за полтора года я зарплату ни разу не увидел. Хотя в «Кванте» была зарплата от 10 до 15 тысяч рублей, премиальных не было.
- Как родители относились к увлечению футболом?
- Мой отец, офицер запаса, раньше футбол вообще не воспринимал. Хотел, чтобы я пошёл по его стопам, в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. У меня и старший брат его же заканчивает. Если бы не футбол, тоже оказался бы там.
- Потом вы участвовали в нескольких турнирах Nike Most Wanted.
- О ней мне рассказал друг. На первый турнир, «Битву двух столиц», не попал из-за возраста, мне было всего 15. На следующий год поучаствовал сразу в двух - «Бунтари коробок» и «Ice Kings».- В Москву из Балабаново как добирались?
- Садились на самую первую электричку в 5:30, через два часа были в Москве. Домой возвращались ближе к двум ночи. И так три дня подряд.- Не зря?
- На первом турнире попали в топ-40: почти час не выходили с площадки, поймали кураж. А вот в финальной части «Бунтарей коробок» не выиграли ни одного матча.«Поля на базе сборной Англии - космос, в КФК такого нет»
- Зато после второго турнира вас пригласили в футбольную академию в Англии.
- Это стало неожиданностью для меня. В финальную часть «Ice Kings» попали четыре команды, а мы стали пятыми. Уехали домой расстроенными - ведь двух лучших игроков, которые поедут в Англию, должны были выбрать именно из финалистов. Но спустя неделю мне позвонили из Nike и сказали, что в академию еду я. Подготовку начал сразу.- Как?
- Сам занимался физической формой: турник, брусья. Бегал по горочкам местного балабановского леса, Страдаловка называется. В свой «Квант» ходил на тренировки. Съездил в Москву, чтобы визу сделать, и через два месяца мы улетели в академию.- Главное впечатление помните?
- Шикарные условия: гостиницы, еда, бассейны, тренажёрный зал… Всё на высшем уровне. Поля - отличные, я такого в КФК не видел. Однажды только играли с «Квантом» против ЦСКА в Ватутинках, в двух матчах три мяча «армейцам» забил.
- Сколько длился отбор в Англии?
- Три дня тяжёлых тренировок. Сейчас правила отбора очень изменились: два года назад у нас было очень много силовых упражнений, теперь ребята больше работают с мячом. Самое адское упражнение на том отборе - йо-йо. Фишка расположены на расстоянии 20 метров друг от друга, рядом с каждой находится динамик. Когда он пищит, нужно бежать до фишки и обратно, и так пока не кончатся силы. Тогда 17 подходов сумел сделать, сейчас мой лучший результат - 32.«Мама еле успела забрать деньги из института»
- Что было потом?
- Мы провели игру с командой академии, я даже забил гол. Но на собрании в конце третьего дня объявили список игроков, остающихся в Англии, и я свою фамилию не услышал. Я уехал расстроенный, попытался подать документы в военно-морское училище в Петербурге, но потянул спину и не сдал физкультуру. В итоге решил поступать в Институт образования и науки в Обнинске, чтобы не попасть в армию. Там меня уже внесли в базу данных, мы заплатили деньги, и тут, спустя месяц после отбора звонок…- Из академии?
- Да, мама еле успела деньги забрать! У меня, конечно, было предчувствие, что может такое случиться, но о том, что именно я был в резерве и на самом деле понравился тренерам, понятия не имел! Да и таких случаев почти не было.- С кем была ваша первая игра за академию?
- Через несколько дней после того звонка мы играли с дублем «ПСЖ» во Франции. Сейчас половина того состава регулярно выходит играть за основу, тот же центральный защитник Преснел Кимпебе, вчера дебютировавший в ЛЧ против «Барселоны». Я вышел на замену и отыграл 15 минут.- Такие игры часто бывают?
- Академия Nike играет раз в неделю: играли с «Ливерпулем», «Галатасараем», «Лестером», «Норвичем», «Коринтиансом», «Брюгге». В целом не сказал бы, что уровень футболистов из академий топ-клубов выше, чем у игроков команды Академии Nike. Просто там ребята играют по два-три года вместе и отлично друг друга понимают, а у нас состав обновлялся каждые полгода. За сезон 11 ребят подписали профессиональные контракты: кого-то «Лестер» забрал, кто-то уехал на родину в Сидней или Прагу.- Тренировки такие же тяжёлые, как на отборе?
- Джон Гудман, наш главный тренер, - очень понимающий и открытый человек. Очень важно, что он сам был нападающим, поэтому очень много именно со мной занимался. В академии четыре тренировочных дня из семи: работали и над физикой, и над игровыми компонентам, и над тактикой. Мы жили под Бирмингемом, а тренировались на базе сборной Англии.- Языковой барьер сильно мешал?
- Поначалу не понимал почти никого, мог только примерно уловить, что объясняют тренеры, поэтому было тяжело. Но достаточно быстро освоился, во многом благодаря разговорникам, которые подарили в дорогу родители.
Как попасть в английскую футбольную академию в Москве
22 молодых футболиста-любителя со всей России прошли отбор и показали себя клубам РФПЛ. Теперь такую возможность получат жители Москвы.
«В Нальчике поначалу было тяжело - не привык бегать столько кроссов»
В октябре вы вернулись в Россию в качестве капитана Академии Nike, чтобы сыграть против команды K11. Это была разовый случай или вы «капитанили» и до этого?
- Было безумно приятно: родители наконец познакомились с моими тренерами из академии, посмотрели на мою игру вживую. «Открытие Арена» - это самый крутой стадион, на котором я когда-либо играл! Я, кстати, уже был капитаном в двух матчах в Англии.- Игроки K11 не просили перед матчем на «Открытии» не забивать?
- Ещё как просили, все! Но игра есть игра.- Поэтому решили пробить пенальти?
- В нашей команде был игрок, который очень давно хотел исполнить одиннадцатиметровой, но даже он взял мяч и отдал его мне. Пробил «паненкой»? Как-то само вышло…
- После матча c K11 у тебя были предложения от профессиональных клубов?
- Меня приглашали несколько клубов из ФНЛ, и я выбрал нальчикский «Спартак», у которого сейчас есть небольшие проблемы с нападающими - основной форвард получил травму, второй продолжает восстанавливаться. Как оказалось, тренеры моей новой команды смотрели запись игры с K11 и некоторые другие мои матчи, например с «Лестером».- Разница с академией на тренировках есть?
- Здесь футболисты постарше, поэтому немного непривычно. Первые дни было очень тяжело: не привык бегать такое количество кроссов. В Англии тоже приходилось тяжеловато, но не так часто. Впрочем, со временем привык.- Уже успели проявить себя в новой команде?
- Ещё в России отыграл 90 минут против «Алании» на заснеженном поле - для Нальчика редкость. А вчера вышел на 15 минут против «Зенита-2» в Кубке ФНЛ. Теперь жду дебюта в официальных матчах, надеюсь, мне удастся сыграть в стартовом туре после зимней паузы против «Динамо».